Характерна стадия формирования

Содержание
  1. Сперматогенез и овогенез: сравнение, особенности и схема (таблица)
  2. Как это происходит
  3. Размножение (деление)
  4. Рост
  5. Созревание
  6. Формирование
  7. Гормональная регуляция гаметогенеза
  8. Поведение половых клеток после гаметогенеза
  9. Анализ гаметогенеза
  10. Постэмбриональное развитие человека
  11. Основные стадии постэмбрионального развития
  12. Ювенильный период в развитии человека
  13. Зрелый период в развитии человека
  14. Период старения человека
  15. Сперматогенез и овогенез
  16. Сперматогенез (греч. sperma – семя + genesis – зарождение)
  17. Овогенез, или оогенез (греч. ōón — яйцо + genesis – зарождение)
  18. Оплодотворение
  19. Стадия развития и формирования команды
  20. Этап Формирование
  21. Этап Бурная юность
  22. Этап Нормализация
  23. Этап Поток
  24. Важно отметить, что с приходом любого нового члена команды, весь коллектив начинает строить взаимодействие с первой стадии Знакомства
  25. Характерна стадия формирования
  26. Что такое онтогенез
  27. Периоды онтогенеза
  28. Проэмбриональный
  29. Эмбриональный
  30. Постэмбриональный
  31. Этапы онтогенеза
  32. Гаметогенез
  33. Эмбриогенез (дробление, гаструляция, органогенез)
  34. Рост
  35. Старение
  36. Типы онтогенеза
  37. Личиночный
  38. Яйцекладный
  39. Внутриутробный
  40. Понятие онтогенеза в психологии
  41. Заключение

Сперматогенез и овогенез: сравнение, особенности и схема (таблица)

Характерна стадия формирования

Зарождение новой жизни начинается со слияния мужской и женской половых клеток, но прежде им необходимо созреть – пройти сперматогенез и овогенез. Эти процессы необходимы для выполнения главной функции всех живых существ – размножения.

Нарушения на каком-либо этапе созревания приводят к трудностям с зачатием и бесплодию, а значит, к невозможности воспроизведения потомства.

Сравнительная характеристика овогенеза и сперматогенеза позволяет выявить их особенности и узнать, чем они похожи, а чем различаются.

Как это происходит

Гаметогенезом называется процесс образования и созревания половых клеток. Их формирование и развитие у человека проходит в гонадах – специальных половых железах. В семенниках происходит созревание мужских половых клеток (сперматогенез), овогенез или оогенез (образование женской гаметы) – в яичниках.

Это последовательное прохождение нескольких стадий, лишь по окончании которых возможно оплодотворение и зарождение нового организма. При сравнении сперматогенеза и овогенеза заметны существенные отличия друг от друга.

Схема овогенеза и сперматогенеза отражает 3 стадии развития, характерные для мужских и женских гамет.

  1. Размножение.
  2. Рост.
  3. Созревание.

Различия сперматогенеза и овогенеза наблюдаются в любой из этих фаз, тем не менее, они считаются общими. Выясним, в чем сходства и отличия в развитии сперматозоидов и яйцеклеток на каждой стадии.

Размножение (деление)

Процесс размножения начинается с митоза ганоцитов – деления спермагоний (у мужчин) и овогоний (у женщин). Они являются основой для зарождения гамет.

Выработка ганоцитов закладывается в период внутриутробного развития эмбриона, но спермагонии образуются и делятся непрерывно в течение всего репродуктивного периода, а выработка овоцитов (ооцитов) у девочек заканчивается с рождением.

Это является их основным отличием. Активное деление овогоний происходит на 2-5 месяце развития плода. К моменту рождения яичники девочки содержат около 350 тысяч ооцитов. На этапе размножения все половые клетки содержат по 23 пары хромосом.

Рост

Из сперматогоний и овогоний в процессе мейоза I формируются сперматоциты и ооциты 1-го порядка. И здесь их развитие до подросткового периода приостанавливается.

В процессе мейоза I уже заметны отличия между мужскими и женскими клетками.

Отличия сперматоцитов от ооцитов заметны при сравнении их размера и структуры. Женские клетки уже на этой стадии развития крупнее мужских, поскольку в них начинается накопление веществ, необходимых для полноценного развития эмбриона на конечном этапе.

Сперматоцитам же – предшественникам сперматозоидов – важна большая подвижность, чтобы успеть оплодотворить яйцеклетку и доставить в нее генетический материал, поэтому лишний запас им ни к чему.

[attention type=yellow]

Отличия наблюдаются в цитоплазме и ядре: внутриклеточный материал в овоцитах распределяется неравномерно.

[/attention]

В этой фазе каждый ооцит и сперматоцит диплоидны: они содержат 46 хромосом, поскольку после первого мейоза в дочерних клетках происходит удвоение хромосом.

Созревание

На третьем этапе диплоидные ооциты и сперматоциты в результате мейоза II делятся еще раз. В результате этого деления получаются гаплоидные сперматоциты и ооциты 2-го порядка, которые содержат только 23 хромосомы. Почти сразу же они делятся снова.

На этой стадии отличие сперматогенеза от овогенеза в том, что из одного сперматоцита образуется 4 сперматиды, тогда как из овоцита 2-го порядка при делении получается только одна зрелая яйцеклетка с большим запасом питательных веществ.

Еще 3 клетки, называемые полярными тельцами, после деления имеют незначительное количество цитоплазмы, поэтому неполноценны и быстро деградируют.

Эти особенности сперматогенеза и овогенеза связаны с различным предназначением мужских и женских гамет: яйцеклетке необходимы полезные вещества, ведь в ней будет зарождаться новая жизнь в случае оплодотворения. Сперматозоид же почти сразу после выполнения своей функции погибает.

Сперматиды, получившиеся в процессе деления сперматоцита 1-го порядка, имеют 23 хромосомы с различным набором. Половина из них содержит только Х-хромосому (формирующую женский генотип), другая половина – Y-хромосому (необходимую для формирования особей мужского пола). Яйцеклетка содержит только 23 Х-хромосомы.

Половина сперматозоидов содержит Х-хромосому другая половина – Y-хромосому.

В отличие от созревания сперматозоида, оогенез заканчивается на третьей стадии. По времени ее начало совпадает с началом первой менструации у девочек и продолжается ежемесячно до окончания периода менопаузы у женщин.

Формирование

В гаметогенезе мужских половых клеток присутствует еще и четвертая стадия – формирование (спермиогенез), на которой происходит ОБРАЗОВАНИЕ жгутиков у сперматидов, необходимых для передвижения, и они приобретают свойственный им вид.

Также на этом этапе в головке каждой сперматиды появляется акросома – пузырек с комплексом ферментов, которые растворяют оболочку яйцеклетки для успешного ее оплодотворения.

Время, за которое происходит полное развитие сперматогоний и формирование их в сперматозоиды, составляет около 75 дней.

Гормональная регуляция гаметогенеза

Заключительная стадия формирования сперматозоидов и яйцеклетки начинается в пубертатный период у подростков, когда в эндокринных железах происходят выработка и выброс в кровь половых гормонов. Под их действием замершие до этого времени в стадии роста сперматоциты и овоциты 1-го порядка вновь приступают к делению.

Гормоном, который регулирует продуцирование сперматозоидов, является тестостерон. Его дефицит сказывается на фертильной функции (способности к оплодотворению и зачатию).

Женские гормоны (эстроген, прогестерон, эстрадиол, пролактин) вырабатываются яичниками и необходимы для правильного развития яйцеклетки и для подготовки к вынашиванию плода. Недостаточная выработка гормонов приводит к бесплодию.

Поведение половых клеток после гаметогенеза

Отличия сперматогенеза от овогенеза наблюдаются вплоть до выхода созревших гамет с целью оплодотворения. После формирования сперматозоиды продвигаются в семявыводящие пути, соединяясь с секретом предстательной железы, обеспечивающей им жизнеспособность и хорошую подвижность. При каждой эякуляции у мужчины сперматозоиды готовы к оплодотворению.

Сперматозоиды готовык оплодотворению при каждой эякулиции.

Процесс выхода женской гаметы в яйцевод (овуляция) не зависит от внешних факторов. Он основан на индивидуальных внутренних циклах каждой женщины, которые повторяются каждые 25-30 дней. Паузы в этом процессе возникают в период беременности и кормления ребенка грудью.

Еще одно различие наблюдается и в количестве половых клеток, которые образуются в течение жизни.

Если в норме в гонадах мужчины ежедневно производится до 25-30 млн сперматозоидов, то у женщин в яичниках созревает около 400 яйцеклеток за весь репродуктивный период.

Это связано с более сложным их формированием: после каждого деления ооцитов они покрываются оболочкой с жидкостью внутри – фолликулом, из которого выходит яйцеклетка после овуляции.

Отличие овогенеза от сперматогенеза еще и в том, что число погибших сперматозоидов ежедневно компенсируется образованием новых, а овариальный резерв у женщин ограничен.

Нередко уже к 35-40 годам данный при рождении запас овогоний, способных к зачатию нового организма, заканчивается. Для женщины наступает период климакса и бесплодия.

Анализ гаметогенеза

Сравнивая развитие сперматозоидов и яйцеклетки на каждом этапе, а также влияние гормонов, можно заметить существенные различия, которых намного больше, чем сходств.

Кратко овогенез и сперматогенез можно охарактеризовать в таблице, которая позволит наглядно понять – как это происходит и чем разнятся эти факторы.

Сравнительные характеристикиСперматогенезОогенез
Место образованияСеменники и яичкиЯичники
Развитие на разных стадиях:, размножение, рост, созреваниеОбразуются сперматоциты I порядкаПроисходитувеличение размеровОбразование гаплоидных сперматоцитов II порядка, из которых получается 4 сперматидыОбразуются овоцитыI порядкаНаблюдается значительный рост овоцитовОбразование гаплоидных овоцитов II порядка, из которых формируется 1 яйцеклетка и 3 полярных тельца
Длительность этапа размножения (деления)Весь репродуктивный периодНесколько месяцев внутриутробного развития
Распределение клеточного содержимогоРавномерноеНеравномерное
Накопление питательных веществНе накапливаютсяНакапливаются
Цикл созревания клетокНепрерывный21-35 дней
Длительность этапа ростаКорочеДлиннее
Количество фаз созревания43
Степень влияния внешних факторов: стресса, алкоголя, перегревания и т. д.Значительно подвержены негативному влияниюНе оказывают влияния
Подвижность гаметПодвижныеНеподвижные
Форма гаметыЖгутикообразнаяШарообразная или слегка вытянутая
Размеры созревших гамет52-57 мк135-160 мк

В результате сравнения овогенеза и сперматогенеза можно сделать вывод, что оба процесса имеют одну общую цель – подготовить клетки женщины и мужчины к зачатию и продолжению рода. Но поскольку сперматозоиды и яйцеклетки имеют разное предназначение, то развиваются они тоже по-разному. Это связано еще и с особенностями устройства женского и мужского организма.

Гаметогенез отражается на зачатии и здоровье будущих детей. Неблагоприятные факторы в этот период могут оказать отрицательное воздействие на гаметы мужчины или женщины, что приведет к бесплодию либо рождению детей с врожденными отклонениями в здоровье.

Загрузка…

Источник: https://spacream.ru/zdorove/muzhskoe-zdorove/sravnitelnaya-harakteristika-spermatogeneza-i-ovogeneza-otlichiya-i-shodstva-v-tablicze

Постэмбриональное развитие человека

Характерна стадия формирования

В данной статье ответим на вопрос, что такое постэмбриональное развитие, рассмотрим его основные этапы и их особенности.

Определение 1

Постэмбриональный или постнатальный период (также носит название постэмбриогенез) – это период развития человека от момента рождения до смерти.

Основные стадии постэмбрионального развития

Постэмбриональный период человеческого развития можно разделить на три основных этапа:

  • ювенильный (дорепродуктивный) период, который завершается с моментом наступления полового созревания;
  • зрелый (репродуктивный)– период жизни человека в состоянии половозрелости;
  • период старости (пострепродуктивный), завершающийся смертью человека.

Данная классификация носит условный характер, поскольку состояние разных людей одного и того же возраста может существенно отличаться, поэтому используется также классификация возрастов:

  • хронологический или календарный;
  • биологический.

Особенность биологического возраста в том, что он может не соответствовать календарному (указанному в паспорте). Биологический возраст определяют структурные, функциональные, обменные особенности конкретного человека (его организма), а также его адаптивные способности.

Ювенильный период в развитии человека

Определение 2

Ювенильный период – это период, начинающийся с момента рождения и заканчивающийся у женщин до 21 года, у мужчин – до 22 лет.

Ювенильный период, в свою очередь, подразделяется на несколько этапов:

  1. Период новорожденности, который продолжается первый месяц жизни ребенка. Малыш продолжает принимать позу эмбриона, характерную для его внутриутробного развития. Основную часть времени маленький человек на этом этапе роста находится в состоянии сна.
  2. Грудной период. Грудным называют ребенка в возрасте от одного месяца до года. Этот этап характеризуется активными изменениями в двигательной системе. К концу первого месяца ребенок только еще старается распрямить ноги; в 1,5 месяца малыш способен поднять и удержать голову; 6 месяцев – время, когда большинство детей получают навык сидения; а уже к первому году жизни многие из них делают первые шаги. При этом нужно отметить, что возрастной момент появления того или иного навыка – сугубо индивидуальный процесс; мы привели лишь усредненные границы.

В грудной период стремительными шагами развивается психика ребенка. На втором месяце жизни уже возможно наблюдать первую улыбку ребенка; в 4 месяца малыш становится способен хватать предметы и исследовать их, беря в рот, различать людей; после наступления 6 месяцев приходит понимание отдельных слов и фраз.

Высокая двигательная активность первого года жизни ускоряет обменные процессы и нормализует работу нервной системы. Чтобы ребенок правильно развивался в этот период, необходимо соблюдать три условия: постепенность, повторяемость и систематичность.

При этом организация четкого режима дает возможность вырабатывать у малыша условные рефлексы.

  1. Раннее детство – это период в возрасте от года до трех лет. Раннее детство – важнейший этап в физическом и психическом развитии ребенка, характеризующийся активным ростом, приобщением ко взрослой пище, закладыванием базовых свойств личности, таких как самостоятельность, стремление к самоуважению, самовыражению. В данном возрасте маленький человек делает первые попытки определить свое место в этом мире, получает навык проживания всего спектра доступных человеку чувств. Не зря пресловутый кризис трех лет по силе и структуре психических изменений считается едва ли не более сложным, чем подростковый кризис. На данной стадии овладение новыми навыками происходит в процессе подражания взрослым.
  2. Дошкольный период – период развития человека в возрасте от трех до семи лет. Ребенок активно познает окружающий мир, проявляет любознательность. Это период активного развития мозга, формирования так называемой внутренней речи. На этом этапе игра является важнейшим инструментом формирования навыков.
  3. Школьный возраст – период взросления от 7 до 17 лет. Школьный период можно поделить на этапы:
  • ранний (7-11 лет);
  • средний (мальчики: 11-15 лет; девочки: 11-14 лет);
  • старший (15-17 лет).

На раннем этапе дети осваивают письменную речь, получают навык коллективизма, нахождения в социуме, познают окружающий мир, нарабатывают первый опыт взаимодействий. Подростковый период характеризуется стремительным темпом физического и полового развития.

  1. Юношеский период – этап развития в возрасте от 17 лет до 21 года. На данном этапе мы имеем сформировавшуюся личность, которая в практической жизни начинает реализовывать полученные навыки.

Опиши задание

Зрелый период в развитии человека

Определение 3

Зрелый период постнатального развития начинается в возрасте 21-22 лет (у женщин и мужчин соответственно).

Данный период подразделяется на два этапа:

  • до 35 лет;
  • от 36 лет до 55 у женщин и 60 у мужчин.

На первом этапе происходят некоторые изменения физиологических реакций, обмена веществ, что есть предвестники инволюции. После 45 лет в организме человека происходят существенные изменения эндокринных функций. После 50 лет запускаются процессы, являющиеся началом периода старения.

Период старения человека

Замечание 1

Период старения наступает у женщин после 55 лет; у мужчин – после 60.

Современная классификация делит людей, находящихся в периоде старения, на группы:

  • 60-76 лет – пожилые люди;
  • 75-89 лет – старые;
  • старше 90 лет – долгожители.

Определение 4

Старение является закономерным этапом развития, свойственным не только человеку, но и любому другому живому организму. Данный период изучает геронтология, устанавливающая закономерности старения и формирующая рекомендации по продлению жизни.

Имеют место следующие признаки старения:

  • поседение волос (начинается после 30 лет, а иногда и раньше, и постоянно прогрессирует);
  • видимо меняется текстура кожи, ее внешний вид;
  • изменяется осанка;
  • наблюдается уменьшение мышечной силы;
  • выпадение зубов;
  • происходит уменьшение внутренних органов;
  • кровеносные сосуды становятся менее эластичными, в связи с чем изменяется кровяное давление;
  • снижаются адаптивные и регенеративные способности организма, иммунитет и замедляется процесс теплообразования;
  • ухудшается качество зрения и слуха;
  • наблюдается ухудшение памяти, сокращение времени реакции, снижение работоспособности.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/postembrionalnoe-razvitije-cheloveka/

Сперматогенез и овогенез

Характерна стадия формирования

Гаметогенезом называют процесс образования половых клеток (гамет). Этот процесс происходит у мужских и женских особей в гонадах (половых железах), представленных семенниками (яичками) и яичниками.

Гаметы (n) образуются в результате мейоза из клеток-предшественников (2n, как у соматических клеток). Половые клетки гаплоидны, то есть имеют в два раза меньшее число хромосом, чем клетки-предшественники. Мужская (n) и женская (n) гаметы, сливаясь друг с другом в процессе оплодотворения, образуют зиготу (2n).

Таким образом, за счет гаплоидности гамет (в результате мейоза) поддерживается постоянное количество хромосом в ряду поколений, не происходит их удвоения.

Процессы сперматогенеза и овогенеза (оогенеза) требуют нашего более детального изучения.

Сперматогенез (греч. sperma – семя + genesis – зарождение)

Сперматогенезом называют процесс формирования мужских гамет (половых клеток) – сперматозоидов. Он начинается в период полового созревания (под влиянием мужских половых гормонов) и длится практически до конца жизни.

Сперматогенез складывается из четырех фаз (периодов):

  • Фаза размножения
  • В ходе фазы размножения диплоидные сперматогенные клетки (2n2c) многократно делятся митозом, в результате образуются сперматогонии (2n2c) – стволовые клетки. Часть сперматогоний вступает в последующее митотическое деление, образуя такие же сперматогонии (2n2c).

  • Фаза роста
  • Половые клетки в этой фазе называются сперматоцитами I порядка, они теряют способность к митотическому делению.В этот период клетка растет, увеличивается количество органоидов и цитоплазмы. Происходит подготовка к мейозу, который начинается в следующей фазе – созревания.На фазу роста приходится S-период: происходит удвоение ДНК, в результате чего набор хромосом сперматоцита I порядка становится (2n4c).

  • Фаза созревания
  • Происходит первое деление мейоза (мейоз I). В результате из сперматоцитов I порядка (2n4c) образуются сперматоциты II порядка (n2c). Между мейозом I и мейозом II практически отсутствует интерфаза, поэтому сперматоциты II порядка (n2c) сразу же вступают в мейоз II, в результате которого образуются сперматиды (nc).Итак, в фазу созревания происходят первое и второе деления мейоза, которые приводят к тому, что образовавшаяся клетка – сперматида – имеет гаплоидный набор хромосом (nc).

  • Формирования
  • В этой фазе у каждой сперматиды отрастает жгутик, после чего они получают полное право называться сперматозоидами. У основания жгутика концентрируются митохондрии – “энергетические станции клетки”, которые всегда будут готовы предоставить АТФ для его активной работы.

Овогенез, или оогенез (греч. ōón — яйцо + genesis – зарождение)

Оогенезом называют процесс формирования женских гамет (половых клеток) – яйцеклеток. Он активируется в женском организме в период полового созревания (под действием женских половых гормонов) и длится до менопаузы (45-55 лет).

Оогенез протекает по очень похожей со сперматогенезом схеме, однако вы увидите некоторые отличия. Например, фаза формирования, характерная для сперматогенеза, здесь отсутствует, поэтому овогенез складывается из трех фаз:

  • Фаза размножения
  • В результате многократных делений клеток яичника образуются стволовые клетки – овогонии (2n2c).

  • Фаза роста
  • Половые клетки в этой фазе называются ооцитами I порядка, они теряют способность к митотическому делению.В овогенезе эта фаза отличается более длительной продолжительностью, по сравнению с такой же фазой в сперматогенезе. Клетки накапливают большой запас питательных веществ. В этот период происходит удвоение ДНК в S-периоде – набор хромосом и ДНК ооцитов I порядка становится 2n4c.

  • Фаза созревания
  • Ооциты I порядка (2n4c) вступают в первое деление мейоза, в результате которого образуются ооциты II порядка (n2c) и первое полярное (направительное) тельце, которое не несет большой функциональной значимости и подвергается дегенерации.Второе деление мейоза начинается только после взаимодействия овоцита II порядка (n2c) со сперматозоидом. В результате этого образуется яйцеклетка (nc) и второе полярное тельце, которое также подвергается дегенерации.

Строго говоря, при овуляции из яичников выходит не “яйцеклетка”, а ооцит II порядка, который ждет встречи со сперматозоидом для продолжения деления и развития будущего зародыша. Если такого взаимодействия не происходит, то яйцеклетка подвергается дегенерации.

Оплодотворение

Оплодотворение – ключевой процесс полового размножения, обусловленный слиянием сперматозоида и яйцеклетки. После оплодотворения в результате ряда стадий образуется эмбрион.

Сперматозоид (nc) обладает положительным химическим таксисом к яйцеклетке (nc). Оплодотворение – слияние сперматозоида с яйцеклеткой и образование зиготы (2n2c).

При внутреннем оплодотворении сперматозоид сливается с яйцеклеткой в женских половых путях, куда самец вводит семенную жидкость со сперматозоидами.

При внешнем оплодотворении сперматозоид сливается с яйцеклеткой вне половых путей самки, например, у двустворчатых моллюсков оплодотворение происходит в мантийной полости самки.

[attention type=red]

Внешнее оплодотворение характерно для рыб, земноводных, моллюсков. Внутреннее – для пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.

[/attention]

Источник: https://studarium.ru/article/130

Стадия развития и формирования команды

Характерна стадия формирования

Груп­па все­гда про­хо­дит через эти 4 фазы, что­бы вый­ти на мак­си­мум про­из­во­ди­тель­но­сти. С про­цес­сом раз­ви­тия коман­ды доля лиде­ра будет умень­шать­ся, а для коман­ды воз­рас­тать. Что­бы уско­рить выход на конеч­ную фазу, нуж­но понять на каком эта­пе нахо­дит­ся наша коман­да, совер­шить пра­виль­ные управ­лен­че­ские воз­дей­ствия на каж­дом эта­пе.

Рас­смот­рим, что про­ис­хо­дит на каж­дой фазе, что мож­но пред­при­нять для пере­хо­да на новую ста­дию и какие могут воз­ник­нуть рис­ки, если ниче­го не делать.

Этап Формирование

Что про­ис­хо­дит в груп­пе

На этом эта­пе обра­зу­ет­ся рабо­чая груп­па, но это ещё не коман­да. Если изъ­ять из неё управ­лен­ца, то ско­рее все­го рабо­та силь­но замед­лит­ся или вовсе оста­но­вит­ся.

На этой ста­дии харак­тер­на пре­об­ла­да­ю­щая пози­ция лиде­ра. Чле­ны коман­ды обособ­ле­ны и отстра­не­ны друг от дру­га. Груп­па пока не уме­ет сама при­ни­мать реше­ния, поэто­му на 80% дове­ря­ет лиде­ру. Поми­мо того, что на дан­ной ста­дии лидер несёт ответ­ствен­ность за все зада­чи, он дол­жен пол­но­стью направ­лять груп­пу: гово­рить что, когда и зачем нуж­но делать.

Груп­па полу­ча­ет все зада­ния извне и чув­ству­ет ответ­ствен­ность толь­ко за свой кусок рабо­ты. На этом эта­пе каж­дый член груп­пы веж­лив и так­ти­чен.

Все пыта­ют­ся осмот­реть­ся, понять пра­ви­ла игры, при этом не забы­ва­ют и о сво­их лич­ных инте­ре­сах.

Фокус вни­ма­ния нахо­дит­ся в мак­си­маль­ном осво­е­нии ситу­а­ции, рас­по­зна­ва­нии фор­маль­ных и нефор­маль­ных уста­но­вок, попыт­ке понять себя и дру­гих в новой сре­де. Кол­лек­тив мало заин­те­ре­со­ван общей целью.

Рис­ки

Если коман­да застря­ла на пер­вой ста­дии, то понят­но, что она не дой­дет до Пото­ка, где самая высо­кая про­дук­тив­ность рабо­ты. Очень мно­го вре­ме­ни и средств будет тра­тить­ся на кон­троль рабо­ты груп­пы.

Для его осу­ществ­ле­ния при­дет­ся нани­мать силь­ных мене­дже­ров, кото­рые будут тра­тить мно­го сво­их часов на фор­ми­ро­ва­ние задач. При этом, выпол­не­ние рутин­ных и постав­лен­ных на поток задач не вызо­вет труд­но­стей.

[attention type=green]

Одна­ко, ожи­дать, что коман­да на этой ста­дии смо­жет зани­мать­ся новы­ми реше­ни­я­ми, кре­а­ти­вом и инно­ва­ци­я­ми не сто­ит.

[/attention]

Что мож­но сде­лать, что­бы перей­ти на сле­ду­ю­щую ста­дию

  1. Запол­нить всей коман­дой team canvas (canvas досту­пен на рус­ском язы­ке)
  2. Про­ве­сти клас­си­че­ский тим­бил­динг. Напри­мер, вме­сте пой­ти постре­лять в пейнт­бол, устро­ить кол­лек­тив­ный забег или при­гла­сить фаси­ли­та­то­ра, кото­рый смо­жет подо­брать и под­го­то­вить тим­бил­динг имен­но для вашей коман­ды.
  3. Про­ве­сти сес­сию моде­ли­ро­ва­ния «когда я рабо­таю наи­луч­шим и наи­худ­шим обра­зом», что­бы кол­ле­ги мог­ли про­го­во­рить вза­и­мо­дей­ствие друг с дру­гом, а так­же понять какие ресур­сы и под­держ­ка для это­го нуж­ны.

Этап Бурная юность

Что про­ис­хо­дит в коман­де

Это один из самых напря­жён­ных пери­о­дов в раз­ви­тии коман­ды. Чле­ны кол­лек­ти­ва уже узна­ли друг дру­га луч­ше и начи­на­ют отста­и­вать свое место «под солн­цем» и точ­ку зре­ния.

Накап­ли­ва­ют­ся вза­им­ные недо­воль­ства друг дру­гом, про­яв­ля­ют­ся раз­ные взгля­ды на объ­яв­лен­ные уста­нов­ки и пра­ви­ла.

Роль лиде­ра всё боль­ше вытес­ня­ет­ся коман­дой, так как его/её всё вре­мя про­ве­ря­ют на экс­перт­ность.

Частые вопро­сы, кото­рые зада­ёт коман­да:

Поче­му ты наш лидер?

Поче­му мы это дела­ем?

Поче­му я за это ответ­стве­нен?

Начи­на­ет­ся про­вер­ка друг дру­га — нуж­но выяс­нить, на что спо­со­бен каж­дый член коман­ды на самом деле, и кто его мини-груп­па. Появ­ля­ют­ся ругань, скан­да­лы, если люди не дого­во­ри­лись о пра­ви­лах ком­му­ни­ка­ции или нахо­дят­ся в дра­ме. Читай­те подроб­нее о про­яв­ле­ни­ях дра­мы в кол­лек­ти­ве.

На этой ста­дии лиде­ру очень важ­но создать про­стран­ство для коман­ды, где они смо­гут зада­вать самые непо­нят­ные и неудоб­ные вопро­сы. Этот этап важен, пото­му что люди начи­на­ют луч­ше узна­вать друг дру­га и хотят полу­чить боль­ше сво­бо­ды в при­ня­тии сво­их реше­ний.

Ошиб­кой лиде­ра на этой ста­дии было бы пытать­ся уре­гу­ли­ро­вать все кон­флик­ты само­сто­я­тель­но. Так­же не сто­ит выби­рать авто­ри­тар­ный стиль руко­вод­ства. Коман­да может сабо­ти­ро­вать и отверг­нуть тако­го фор­маль­но­го лиде­ра.

Рис­ки

Это самый тяже­лый пери­од как для кол­лек­ти­ва, так и для лиде­ра. Если ком­му­ни­ка­ция не нала­же­на, кон­флик­ты на этой ста­дии будут воз­ни­кать с боль­шей веро­ят­но­стью.

[attention type=yellow]

Не умея давать Обрат­ную связь, люди будут эмо­ци­о­наль­но выго­рать, не чув­ство­вать вовле­чен­но­сти в рабо­ту и терять моти­ва­цию. Если не прой­ти этот этап, сотруд­ни­ки нач­нут ухо­дить из кол­лек­ти­ва.

[/attention]

В такой ситу­а­ции дол­го­сроч­но рабо­тать очень слож­но.

Ино­гда, коман­да, кото­рая вышла на этап Бур­ной юно­сти отка­ты­ва­ет­ся в первую ста­дию и вновь ста­но­вит­ся рабо­чей груп­пой. В таком «закон­сер­ви­ро­ван­ном» состо­я­нии кол­лек­тив может про­дол­жать суще­ство­вать очень дол­го.

Вре­мя от вре­ме­ни пры­гая в Бур­ную юность, про­жи­вая кон­флик­ты и воз­вра­щал­ся обрат­но на ста­дию Зна­ком­ства. При этом лидер может не менять­ся, а сотруд­ни­ки такой рабо­чей груп­пы будут посто­ян­но пере­рас­тать коман­ду и поки­дать её.

Про­ек­ты, с кото­ры­ми смо­жет рабо­тать такая рабо­чая груп­па, будут рас­ти очень мед­лен­но, если будет рас­ти вооб­ще, как в каче­стве, так и в коли­че­стве.

Ошиб­кой для лиде­ра будет начать раз­би­рать все кон­флик­ты пуб­лич­но и пытать­ся авто­ном­но решить кон­флик­ты через запре­ты. Про­во­дить груп­по­вые тим­бил­дин­ги на этой ста­дии опас­но, так как это лишь обост­рит внут­рен­ний кон­фликт.

Что мож­но сде­лать, что­бы перей­ти на сле­ду­ю­щую ста­дию

  1. Про­ве­сти пер­со­наль­ные бесе­ды с участ­ни­ка­ми кон­флик­та с целью понять, что про­ис­хо­дит для чело­ве­ка сей­час и что он хочет, что­бы про­изо­шло. Обыч­но, в роли слу­ша­те­ля высту­па­ет HR ком­па­нии или доста­точ­но эмпа­тий­ный сотруд­ник, кото­рый не участ­ву­ет в кон­флик­те.
  2. При­гла­сить фаси­ли­та­то­ра, кото­рый помо­жет разо­брать­ся с кон­флик­та­ми в малых груп­пах, где будут при­сут­ство­вать толь­ко участ­ни­ки кон­флик­та. В Бур­ной юно­сти подоб­ные сес­сии помо­гут убрать барье­ры, кото­рые уже про­изо­шли в местах актив­но­го сопри­кос­но­ве­ния.
  3. На этом эта­пе так­же важ­но научить людей пра­виль­но ком­му­ни­ци­ро­вать и давать Обрат­ную связь. Объ­яс­нить в режи­ме диа­ло­га кто в какой роли и како­вы зоны ответ­ствен­но­сти.

Этап Нормализация

Что про­ис­хо­дит в коман­де

После выхо­да из преды­ду­щих кон­флик­тов, кол­лек­тив выра­ба­ты­ва­ет свод пра­вил и норм, опре­де­ля­ю­щих даль­ней­шую рабо­ту. Боль­ше 50% вла­сти акку­му­ли­ру­ет­ся коман­дой. Она сама начи­на­ет пони­мать на что она спо­соб­на, воз­ни­ка­ют соб­ствен­ные команд­ные реше­ния.

Лидер отхо­дит в фазу наблю­де­ния и кон­тро­ля резуль­та­та. Теперь мож­но попро­сить у самой коман­ды оцен­ки реше­ния зада­чи: как быст­ро сде­ла­ют, какие ресур­сы для это­го нуж­ны и т.д. Кол­лек­тив видит общую цель и актив­но про­яв­ля­ет ини­ци­а­ти­ву.

На этом эта­пе выра­ба­ты­ва­ют­ся общие пра­ви­ла, кото­рые вос­при­ни­ма­ют­ся все­ми участ­ни­ка­ми как спра­вед­ли­вые и при­ем­ле­мые.

Рис­ки

[attention type=red]

Если не помо­гать раз­ви­вать­ся коман­де даль­ше, то есть веро­ят­ность того, что кол­лек­тив опять ска­тит­ся до Бур­ной юно­сти, где сотруд­ни­ки опять нач­нут выяс­нять отно­ше­ния, объ­еди­нять­ся в груп­пы “по инте­ре­сам” и “про­тив кого дру­жим”.

[/attention]

Что мож­но сде­лать, что­бы перей­ти на сле­ду­ю­щую ста­дию

  1. Про­ве­сти сес­сию моде­ли­ро­ва­ния «когда я рабо­таю наи­луч­шим и наи­худ­шим обра­зом». Это помо­жет выявить и закре­пить пра­ви­ла, обра­зо­вав­ши­е­ся в кол­лек­ти­ве. Даже если вы уже про­во­ди­ли этот тре­нинг на эта­пе Зна­ком­ства, важ­но про­ве­сти его вновь, что­бы узнать про изме­не­ния во вза­и­мо­дей­ствии, кото­рые про­изо­шли.
  2. Трез­вые сес­сии фаси­ли­та­ции для тре­ни­ров­ки навы­ков ком­му­ни­ка­ции в коман­де, так­же помо­гут кол­лек­ти­ву в пере­хо­де на сле­ду­ю­щую ста­дию.

Этап Поток

Что про­ис­хо­дит в коман­де

Доля само­сто­я­тель­но­сти коман­ды мак­си­маль­но вырас­та­ет. Лидер ста­но­вит­ся неким визи­о­не­ром, чело­ве­ком, кото­рый отве­ча­ет за общее виде­ние идеи и целей. Мене­джер раз­ви­ва­ет стра­те­ги­че­ское направ­ле­ние ком­па­нии, а все так­ти­че­ские зада­чи коман­да регу­ли­ру­ет сама.

Она само­сто­я­тель­но при­ни­ма­ет реше­ния, зна­ет что надо для дости­же­ния цели, какие зада­чи для это­го поста­вить и в какие сро­ки у неё это полу­чит­ся сде­лать. Кол­лек­тив само­сто­я­тель­но может деком­по­сти­ро­вать боль­шие зада­чи на малень­кие.

Реша­ет нуж­на ли им под­держ­ка и допол­ни­тель­ные ресур­сы для реа­ли­за­ции опре­де­лен­ной зада­чи. Меж­ду людь­ми воз­ни­ка­ют дове­ри­тель­ные отно­ше­ния. Рабо­чие зада­чи реша­ют­ся нефор­маль­но, гиб­ко и с явной заин­те­ре­со­ван­но­стью.

В целом — все участ­ни­ки при­ня­ли и раз­де­ля­ют общие цели. Коман­да ста­но­вит­ся пол­но­стью само­сто­я­тель­ной.

Рис­ки

Основ­ной риск на этом эта­пе свя­зан с при­хо­дом ново­го чле­на коман­ды, так как тогда все воз­вра­ща­ют­ся на первую ста­дию Зна­ком­ства. Одна­ко, при нала­жен­ном вза­и­мо­дей­ствии коман­да быст­ро воз­вра­ща­ет­ся в ста­дию Пото­ка.

Что мож­но сде­лать, что­бы не перей­ти на преды­ду­щую ста­дию

  1. Для этой ста­дии тоже хоро­шо пери­о­ди­че­ски про­дол­жать про­во­дить сес­сию: “Когда я рабо­таю наи­луч­шим и наи­худ­шим обра­зом”, пото­му что на каж­дом эта­пе ста­нов­ле­ния коман­ды итог будет раз­ный. По мере “взрос­ле­ния” кол­лек­ти­ва, меня­ет­ся и пони­ма­ние того как каж­дый член коман­ды рабо­та­ет имен­но в этой сре­де.

Важно отметить, что с приходом любого нового члена команды, весь коллектив начинает строить взаимодействие с первой стадии Знакомства

Источник: https://crewcoop.org/stadiya-razvitiya-i-formirovaniya-komandy/

Характерна стадия формирования

Характерна стадия формирования

В биологии под понятием «онтогенез» понимают период, включающий ряд морфофункциональных изменений, происходящих на протяжении всей жизни организма.

Что такое онтогенез

Онтогенез — это наука, изучающая непрерывный процесс индивидуального развития от момента зачатия до смерти. Определение происходит от греческого «онтос» – сущий, «генезис» – рождение.

Периоды онтогенеза

Различают проэмбриональный, эмбриональный, постэмбриональный, периоды онтогенеза.

Проэмбриональный

Данный период включает гаметогенез. Формирование яйцеклетки и сперматозоидов протекает в ходе овогенеза и сперматогенеза соответственно. Также происходит накопление РНК, необходимой для синтеза рибосом. Яйцеклетки имеют свои особенности, так они отличаются по количеству желтка: мало-, средне-, многожелтковые.

Распределение также варьирует от равномерного до центрального. Изолецитальная яйцеклетка присуща млекопитающим, центрально расположенная — насекомым, промежуточное положение занимают яйцеклетки у пресноводных, пресмыкающихся, птиц. Именно в этот период отмечается перераспределение внутриклеточных включений.

Эмбриональный

Период происходит во время внутриутробного развития. Из оплодотворенной яйцеклетки формируется клетка, подвергающаяся дальнейшему делению. С третьей недели происходит образование хорды, нервной и кишечной трубок (из эктодермы и энтодермы). Осевой скелет развивается из клеток мезодермы.

Оплодотворённая яйцеклетка в результате дробления образует бластоцисту, бластулу и гаструлу. На стадии гаструлы образуется три зародышевых листка — эктодерма, мезодерма и эндодерма.

Средний зародышевый листок дает начало всей сосудистой системе, костному мозгу, крови. Внутренний листок источник пищеварительной и дыхательной систем.

Взаимодействие между клетками обусловлено межклеточными контактами, через которые происходит обмен веществ.

Постэмбриональный

После рождения начинается постнатальный период. Все организмы проходят через стадию полового созревания. Для всего живого существует ранний и поздний онтогенез (как для растений, так и для животных). 

Относительно человека онтогенез определяют как чередование основных периодов (представлены кратко в виде таблицы ниже).

Периоды

Возраст

ювенильный

до 13 лет

половой

13-16 лет

юношеский

17-21 год

зрелый

22-59 лет

пожилой

60-76 лет

старческий

77-90 лет

долгожития

91 и выше

Этапы онтогенеза

Онтогенез состоит их четырёх этапов: гаметогенеза, эмбриогенеза, этапа роста и этапа старения.

Гаметогенез

В этой стадии происходит формирование дифференцированных половых клеток с одинарным набором хромосом. Образование гамет осуществляется в ходе мейотического деления. Так, из одной материнской клетки образуются четыре дочерних, включающие сочетание генетического материала обеих сторон. 

Мейоз – сложный процесс, включающий два деления. В ходе первого выделяют профазу, состоящую из пяти этапов:   

  • лептотена;

  • зиготена;

  • пахитена;

  • диплотена;

  • диакинез.

При лептотене образуются тонкие нити, спиралевидно закрученные. Отдельные половинки хромосом, хроматиды, выявить не удается. Далее происходит объединение гомологичных хромосом с образованием бивалентов – это стадия зиготены. В области сближения образуется синаптонемальный комплекс, данная структура необходима для кроссинговера.

Последний происходит в пахитену. Здесь хромосомы приобретают вид удвоенных тяжей, отчетливо видимых под микроскопом. Перекрест хромосом осуществляется в пахитену. Биологическое значение заключается в образовании четырех хроматид – тетрад. Окончательно веретена деления становятся видимыми во время диакинеза.

После этого клетка вступает в метафазу, анафазу и телофазу. Результатом которой становятся две клетки, состоящие из двух хроматид. Второе деление включает те же стадии, однако в телофазу образуются клетки с одинарным набором хромосом. Последние содержат ядро, митохондрии, рибосомы и другие органеллы.

Эмбриогенез (дробление, гаструляция, органогенез)

Увеличение клеток с образованием многоклеточного зародыша носит название дробления. Для этой стадии характерно митотическое деление. В конце первой недели образуется бластула (шарообразное образование с полостью внутри — бластоцелью). Она содержит эмбриобласт – источник тела зародышевого организма.

Метаболизм зародыша происходит за счет клеток трофобласта – внутреннего слоя бластулы. Затем наступает формирование эмбриональных листков: эктодермы, энтодермы, мезодермы – фаза гаструлы или гаструляции. По мере развития из клеток данных слоев формируются стержневые органы. Далее наступает закладка тканей и органов – нейрула.

Рост

После формирования зиготы эмбрион вступает в фазу роста, которая длится до конца жизни. Увеличение поперечных и продольных размеров наиболее интенсивно происходит на ранних стадиях. У человека в этом процессе принимает участие эндокринная система (в частности гормон роста – соматотропный гормон).

При этом пространственное становление тканей определяется морфогенезом. Таким образом, если участок бедренной кости куриного эмбриона пересадить в другую область, то из него будет развиваться только бедренная кость.

Старение

Онтогенез завершается старением – неотъемлемой частью существования. Это явление требует особого внимания в связи:

  • с изменением метаболизма;

  • угнетением белкового синтеза;

  • переходом на «экономный» режим поддержания жизнедеятельности.

Также выделяют отдельную дисциплину, изучающую заболевания, протекающие в старости, — гериатрию.

Типы онтогенеза

По течению онтогенез может быть прямым и непрямым. Отличие этих путей развития состоит в том, что при прямом типе новый организм подобен взрослой форме. 

Непрямой путь подразумевает прохождение дочерней формой промежуточных стадий до обретения внешних характеристик, присущих зрелым формам. У последних есть стадия превращения или метаморфоза, накладывающая отпечаток на физиологические составляющие: питание, передвижение, среду существования.

Личиночный

Характерен для представителей типа беспозвоночных, среди хордовых встречается у рыб и амфибий. Животное проходит периодизацию. Обязательным условием является существование в виде личинки. Данные формы зависят от климатических условий, поддерживает распространение вида в природе.

Питание и передвижение они осуществляют самостоятельно или посредством паразитизма. Выживание в окружающей среде обеспечивается с помощью вспомогательных инструментов временного характера. Превращение может быть полным, с пребыванием организма в стадии куколки, и неполным — без нее.

Яйцекладный

Данные формы включают, помимо представленных выше, рептилий, птиц, млекопитающих. Зародышевый организм развивается в яйце, что связано с высоким запасом питательных веществ в желтке. Питание и дыхание осуществляется специальными эмбриональными оболочками.

Внутриутробный

Этот тип развития присущ высшим формам позвоночных (в том числе и человеку). Вынашивание плода обусловлено развитием специального детского места – плаценты. Поддержание жизнедеятельности происходит за счет материнского организма.

Понятие онтогенеза в психологии

Путь становления индивида. Включает познание, деятельность. Формирование человека осуществляется под воздействием общества. Ребенок с детства учится понимать свою социальную роль. 

Исторически в психологии рассматривают развитие психики и личности в целом. Онтогенез выступает частью общественного процесса.

Заключение

Онтогенез – сложный процесс, характеризующий организм как отдельную единицу. В своем развитии последний проходит определенные периоды, длительность которых варьируется среди разных представителей.

Источник: nauka.club

Источник: https://naturalpeople.ru/harakterna-stadija-formirovanija/

Сам себе врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: