Химия головного мозга

Нейробиология, нейрохимия — Биохимия мозга (молекулярная биология)

Химия головного мозга

Психофизиологическое состояние человека во многом определяет биохимия мозга, которая может изменятся в зависимости от различных внутренних и внешних факторов, воздействующих как на психику так и на физику организма.

Биохимия мозга — она же молекулярная биология — изучается такими дисциплинами как нейробиология и нейрохимия

Сегодня на сайте психологической помощи Психоаналитик-Матвеев.РФ вы узнаете все о биохимии мозга человека и ее воздействии на психологическое, эмоциональное и физическое состояние индивида.

Биохимия мозга — нейробиология и нейрохимия

Нейробиология изучает биохимию мозга, генетику, физиологию и патологию нервной системы, она тесно связана с когнитивной психотерапией в частности и с психологией и поведенческими реакциями человека — вообще.

Нейрохимия изучает химическую и клеточную деятельность нервной системы. Нейрохимия — это область биохимии и нейробиологии, включающей изучение биохимии мозга и психофизиологической деятельности человека, основанной на последней.

Биохимия мозга человека (по сути «химия жизни») является основным биохимическим регулятором психики и физиологии: эмоций и поведения людей.

[attention type=yellow]

Многие антидепрессанты, транквилизаторы и нейролептики, выписываемые врачами, изменяют именно биохимию мозга, а вместе с ней и эмоционально-психологическое состояние человека, а также поведенческие, физиологические и вегетативные реакции.

[/attention]

Сильнодействующие вещества, такие как алкоголь и наркотики, а также когнитивные, мыслительные процессы в коре головного мозга тоже изменяют биохимический состав, активируя те или иные эмоции и поведение.

По сути, трансактный психоанализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, гештальт-терапия и психологические тренинги также могут влиять на изменение биохимии головного мозга человека, в вместе с этим и на эмоционально-психологическое состояние. К тому же, психотерапия, в отличие от лекарственных, химических препаратов, не оказывает побочных эффектов и привыкания.

Молекулярная биология (Биохимия мозга)

Молекулярная биология, которую также относят к биохимии мозга, изучает хранение и передачу генетической информации, она рассматривается как биохимия нуклеиновых кислот, в том числе ДНК (Дезоксирибонуклеиновая кислота). Т.е. часть психики человека формируется по наследству (генетическая программа), а часть (бОльшая часть) — в процессе воспитания (родительского программирования) и первичной социализации.

Таким образом, биохимия мозга вместе с эмоциональностью и поведением человека зависит частично от генетической программы, и большей частью от сценария жизни (программы воспитания и социализации), т.е.

от когнитивных процессов, основанных на сценарных, малоосознанных, глубинных убеждениях и стереотипном мышлении, которые всегда можно изменить, а значит можно изменить и биохимию мозга психоаналитическим и психотерапевтическим путем.

Итак, биохимия мозга — химические вещества, гормоны, ферменты и их действие на психику и поведение

У человека есть эндокринная система, основные ее органы (железы внутренней секреции), влияющие на выработку и синтезирование тех или иных химических веществ, гормонов и ферментов, образующих биохимию мозга, и влияющих на психическое, эмоциональное состояние людей и на физиологию и поведение — это гипофиз, гипоталамус, эпифиз, щитовидная железа и надпочечники.

Рассмотрим подробнее биохимию мозга — химические вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции и образуемые в организме, в том числе в головном мозге, в процессе обмена веществ, а также — как они влияют на психику и эмоции:

Серотонин — химическое вещество, влияющее на настроение человека…при его малом количестве или отсутствии может наступить депрессия… Поэтому многие антидепрессанты работают как «ингибиторы обратного захвата серотонина».

Мелатонин — вещество, входящее в биохимию мозга, синтезируется эпифизом обычно при малой освещенности или в темноте из серотонина. Это вещество способствует хорошему сну и ночному отдыху.

При депрессии, например, в биохимии мозга нехватка серотонина, поэтому не из чего синтезироваться мелатонину и депрессивные люди часто страдают бессонницей. Также, сезонная депрессия (при малой освещенности) появляется от избытка мелатонина и недостаточного количества серотонина.

Похожее можно наблюдать в пасмурный день, при том, что в солнечный день настроение как правило повышается из-за повышения серотонина и понижения мелатонина.

Дофамин — вещество, отвечающее за чувство удовольствия человека, например при вкусной еде или сексе. Также, дофамин помогает человеку быть решительным и волевым.

Адреналин и Норадреналин — химические вещества, вырабатываемые надпочечниками и играющие важнейшую роль во время реальной опасности или надуманной — в это время человек может испытывать страх или гнев, т.е.

автоматически запускается психофизиологический механизм «Бей или беги»…вместе с этим учащается сердцебиение, напрягаются соответствующие группы мышц (что может привести к дрожанию тела), потоотделение…т.е.

все в организме направлено на то, чтобы либо убежать, в случае усиления страха и повышения адреналина, или чтобы напасть на противника, в случае гнева и повышения норадреналина.

Эндорфины (внутренние морфины, опиаты) — их еще называют «гормоны счастья», вещества, вырабатываемые гипофизом и гипоталамусом и вызывающие у человека чувство эйфории.

Фенилэтиламин — химическое вещество в биохимии мозга, влияющее на мгновенную влюбленность, симпатию, эмоциональность и сексуальность… Считается, что это вещество содержится в шоколаде и других сладких продуктах и напитках.

Вещество, вырабатываемое гипофизом — Окситоцин — снимает тревожность и напряженность у людей во время сближения, в том числе — полового… Оно вызывает доверие к партнеру.
Другое химическое вещество гипофиза — вазопрессин — создает ощущение привязанности к другому человеку.

https://www.youtube.com/watch?v=O_8FZ9rmcAk\u0026list=PLYwQWc_AFjjQG2xpn3ORGRVrWgCdSA-iC

Такая биохимия мозга, как женские и мужские феромоны (копулины и андростерон), являются неосознанным средством привлечения сексуального партнера…по запаху… Кстати, эти вещества часто добавляют в парфюмерию…

Тестостерон — мужской половой гормон, вырабатываемый надпочечниками и половыми железами — играют роль в формировании либидо (полового влечения…в том числе и у женщин), а также формируют вторичные половые признаки и мужскую сексуальность.

Эстрогены — женские половые гормоны, они отвечают за женственность и женскую сексуальность… Также, у женщин есть гормон прогестерон, ответственный за зачатие, вынашивание и роды.

Гипофиз вырабатывает еще один женский гормон — пролактин — он развивает молочные железы и помогает выработке грудного молока. Также, это вещество помогает создать материнскую привязанность. Плюс ко всему, при избытке пролактина, например во время вскармливания у женщины или после оргазма у мужчины — существенно падает либидо.

[attention type=red]

Мы рассмотрели основные вещества биохимии мозга, влияющие на психику, эмоции и поведение человека. Еще раз замечу, что изменить биохимию возможно не только химическими лекарственными препаратами, но и посредством психотерапевтического вмешательства.

Запись на психотерапию онлайн

[/attention]

Психотерапевт по скайпу

Проходите психологические тесты, онлайн и бесплатно.

Обязательно загляните в психоаналитический журнал: читайте статьи по психологии и полезные рекомендации…

    • Как тренировать головной мозг?
    • Как работает мозг человека
    • Как мозг воспринимает время
    • Межполушарная асимметрия мозга
  • Какое полушарие мозга ведущее — тест онлайн

Источник: https://xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/samopoznanie-cheloveka/biokhimiya-mozga/

«Химия» мозга: от нейромедиаторов до психоделиков

Химия головного мозга
» Справочники » МФК »

«Chemistry» of brain: from neurotransmitters to psychedelics
Трудоемкость: 24 аудиторных часа (12 лекций).
Форма отчетности – зачет.

Лектор: Дубынин Вячеслав Альбертович, д.б.н., профессор каф. физиологии человека и животных Биологического ф-та МГУ
Ответственный за МФК: Дубынин Вячеслав Альбертович, dva-msu@yandex.

ru

Аннотация

Авторский межфакультетский курс является продолжением МФК «Мозг и потребности человека», прочитанного осенью 2015 года (http://media.msu.ru/?cat=373;  привлек внимание более 300 слушателей). В рамках курса планируется в популярной форме рассказать о принципах работы нервной системы на структурном, клеточном и молекулярном уровнях.

Основное внимание будет уделено тем химическим веществам, с помощью которых в мозге человека передаются различные потоки информации – от органов чувств, к мышцам, в центрах памяти, эмоций и т.д. Именно эти вещества («нейромедиаторы») являются основой для создания психофармакологических препаратов, на них похожи многие яды и наркотики.

Параллельно будет продолжен разговор об общих принципах функционирования нашего организма, различных нейро- и психопатологиях, воздействии на работу мозга гормонов, иммунной системы и многом другом.

Большинство лекций курса посвящено способности нейромедиаторов не только определять психическое состояние человека, но также влиять на судьбы групп людей и целых государств. Будут рассмотрены:

  • ацетилхолин: первый из открытых нейромедиаторов, благодаря которому сокращаются наши мышцы, нормализуется работа внутренних органов и головного мозга; на ацетилхолин похож никотин, на примере которого будут рассмотрены механизмы формирования наркотической зависимости;
  • норадреналин: медиатор стресса и азарта; он заставляет сердце биться сильнее в предчувствии беды или драки, способствует сохранению памяти о победах и поражениях; на его основе созданы препараты, помогающие бороться со множеством заболеваний – от гипертонии и астмы до насморка;
  • глутамат: вещество, известное как «усилитель вкуса», одновременно является главным нейромедиатором нашего мозга; с помощью глутамата работают центры памяти и передается информация от органов чувств, а его избыток губит нервные клетки (эпилепсия, болезнь Альцгеймера);
  • ГАМК (гамма-аминомасляная кислота): нейромедиатор, блокирующий лишние информационные потоки, обеспечивающий наше внимание и двигательный контроль; похожие на ГАМК препараты способны успокоить и усыпить, но они же при передозировке останавливают дыхание;
  • дофамин: отвечает за многие типы положительных эмоций; именно его действие имитируют кокаин и амфетамины – опаснейшие наркотики; чрезмерная активность дофамина в мозге способна провоцировать шизофрению и мании, для сдерживания которых изобретены нейролептики;
  • серотонин: вещество, порой называемое «гормоном счастья», на самом деле тормозит центры отрицательных эмоций и борется с депрессией; препараты, нарушающие работу серотонина в мозге, способны вызвать галлюцинации (ЛСД и другие наркотики-психоделики);
  • опиоидные пептиды: эффективно контролируют боль и положительные эмоции; вещества, похожие на них (морфин, героин), являются самыми мощными анальгетиками и самыми «желанными» наркотиками, вызывая сильнейшую эйфорию и почти мгновенное привыкание;
  • аденозин: вырабатывается при утомлении, и его появление интерпретируется мозгом как сигнал усталости; действию аденозина на нервные клетки мешает кофеин – самый употребляемый человечеством психотропный препарат; и т.д.

Особая лекция цикла будет посвящена алкоголю (этиловому спирту). Хотя он и не является медиатором, действие этилового спирта на мозг опосредуют ГАМК и дофамин, они же отвечают за формирование алкогольной зависимости. Будут рассмотрены причины индивидуальной реакции на алкоголь, непереносимость алкоголя и т.д.

Вопросы к зачету

  1. Зачем нашему мозгу углеводы и липиды? Каковы особенности их функций в нервной системе?
  2. Какие функции выполняют в нервной системе белки (ферменты, транспортные, рецепторные и т.д.)?
  3. Опишите общее строение нервной клетки и функции ее отростков.

    Каковы функции нейроглиальных клеток?

  4. Что такое потенциал покоя (ПП)? За счет каких процессов он возникает и чему обычно равен?
  5. Какие растительные токсины способны «разрядить» ПП? Как они это делают и к чему это приводит?
  6. Что такое потенциал действия (ПД)? Какие ионы определяют запуск ПД и возврат к уровню ПП?
  7. Какие препараты способны заблокировать ПД? Как они это делают и к чему это приводит?
  8. Как распространяется ПД по нервной клетке? Почему это происходит так медленно и какие факторы ускоряют этот процесс?
  9. Синапс: общее строение, разнообразие и принципы функционирования. Что такое нейромедиаторы?
  10. Каким образом ПД запускает выброс нейромедиатора в синапсе? Ключевая роль ионов кальция.
  11. Влияние ионов магния, ботулотоксина («ботокс») и токсина паука каракурта на функционирование синапса.
  12. Принципы воздействия нейромедиатора на рецепторный белок; запуск возбуждения либо торможения следующей клетки.
  13. Быстрый (ионотропный) и медленный (метаботропный) типы белков-рецепторов; представление о молекулах – вторичных посредниках.
  14. Зачем нужно инактивировать нейромедиатор после его воздействия на рецептор? Как это происходит?
  15. Агонисты и антагонисты рецепторов к нейромедиаторам: общий принцип действия и практическое применение.
  16. Ацетилхолин как главный медиатор периферической нервной системы; разнообразие рецепторов к ацетилхолину.
  17. Ацетилхолин и нервно-мышечные синапсы (управление сокращениями скелетных мышц).
  18. Ацетилхолин и парасимпатическая система организма человека; пути и способы управления работой внутренних органов.
  19. Никотин, его физиологическая активность, механизмы формирования привыкания и зависимости.
  20. Инактивация ацетилхолина и ее практические приложения (от инсектицидов до лекарственных препаратов).
  21. Норадреналин как медиатор симпатической нервной системы и головного мозга; разнообразие типов рецепторов.
  22. Норадреналин, адреналин и стресс: реакции внутренних органов и центральной нервной системы (эмоции, память и др.).
  23. Агонисты и антагонисты рецепторов норадреналина как важнейшие группы лекарственных препаратов (гипертония, астма и др.).
  24. Глутаминовая кислота (глутамат) как «усилитель вкуса» и главный возбуждающий медиатор ЦНС; разнообразие типов рецепторов.
  25. ГАМК (гамма-аминомасляная кислота) – главный тормозный медиатор ЦНС; разнообразие типов рецепторов.
  26. Нарушение баланса глутамата и ГАМК – важнейшая причина нейропатологий; генез и лечение эпилепсии.
  27. Эффекты растительных ядов-конвульсантов. Нейротоксическое действие избыточной активности глутамата.
  28. Болезнь Альцгеймера: причины, следствия и попытки коррекции; роль глутамата и ацетилхолина.
  29. Как вызвать сон и наркоз: роль агонистов рецепторов ГАМК и антагонистов рецепторов глутамата.
  30. Повышенная тревожность: причины и следствия; препараты-транквилизаторы (анксиолитики) и проблемы их применения.
  31. Ноотропное действие ГАМК и ее производных; синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  32. Дофамин как медиатор ЦНС, основные функции, связь с генерацией положительных эмоций; рецепторы дофамина.
  33. Дофамин и движения; роль черной субстанции среднего мозга. Паркинсонизм: причины, следствия и попытки коррекции (L-ДОФА).
  34. Дофамин и обработка информации в коре больших полушарий. Шизофрения и препараты-нейролептики.
  35. Дофамин и центры потребностей головного мозга. Маниакальные состояния, лоботомия и нейролептики.
  36. Дофамин и психомоторные стимуляторы (история амфетаминов; амфетамины как наркотические препараты).
  37. Наркотическое действие кокаина: механизмы, история вопроса, формирование привыкания и зависимости, последствия и лечение.
  38. Серотонин как гормон и нейромедиатор; разнообразие рецепторов и периферические эффекты (мигрени и др.).
  39. Разнообразие функций серотонина в ЦНС: контроль сна и бодрствования, болевой чувствительности, уровня отрицательных эмоций; роль ядер шва.
  40. Депрессии: причины, следствия, коррекция. Разнообразие антидепрессантов; ключевая роль серотонина.
  41. Серотонин и наркотики-психоделики. ЛСД: история вопроса, механизмы действия и последствия применения.
  42. Разнообразие наркотиков-галлюциногенов. Экстази: механизмы действия и последствия применения. Спайсы и их опасность.
  43. Нейромедиаторы-пептиды: разнообразие структуры и эффектов. Основные группы. Вещество Р.
  44. Нейромедиаторы-пептиды: особенности и перспективы фармакологического применения; ноотропная активность.
  45. Опиоидные пептиды (эндорфины и энкефалины): разнообразие рецепторов и разнообразие функций.
  46. Морфин и его производные как обезболивающие препараты: специфика применения; другие группы анальгетиков.
  47. Опиоиды как наркотики. Опиум, морфин, героин: история вопроса, формирование привыкания и зависимости, последствия и лечение.
  48. Аденозин как медиатор нервной системы (сигнал об утомлении) Механизмы действия кофеина и родственных соединений.
  49. Глицин как вспомогательный тормозный медиатор ЦНС. Лечебное действие глицина. Стрихнин как яд-конвульсант.
  50. Гистамин как гормон и нейромедиатор. Антигистаминные препараты: аллергия и действие на ЦНС.
  51. Анандамид как один из нейромедиаторов (основные функции). Эффекты каннабиноидов – агонистов рецепторов анандамида.
  52. Факторы роста нервов: их значение для формирования и функционирования мозга, ноотропное и нейротрофическое действие.
  53. Алкоголь (этиловый спирт): механизмы действия на организма человека (в том числе – на нервную систему).
  54. Формирование алкогольной зависимости; последствия и лечение; алкоголизм как медико-социальная проблема.
  55. Разнообразие наркоманий: сводная классификация; наркомании как медико-социальная проблема.
  56. Разнообразие психотропных препаратов: сводная классификация. Основные группы и сферы применения.
  57. Пути, механизмы и последствия действия нервной системы на эндокринную (мозг и управление выделением гормонов).
  58. Пути, механизмы и последствия действия нервной системы на иммунную (мозг и различные типы иммунитета).
  59. Пути, механизмы и последствия действия эндокринной системы на нервную (гормоны, управляющие мозгом).
  60. Пути, механизмы и последствия действия иммунной системы на ЦНС (от регуляции в норме до рассеянного склероза).

Программа курса

  1. Лекция 1. Обзор строения и функций мозга человека. Химический и клеточный уровни его организации (это должен знать каждый).
  2. Лекция 2. Электрические процессы в мозге; как ими управлять.
  3. Лекция 3. Что такое синапс, как он работает; основные нейромедиаторы мозга.
  4. Лекция 4. Ацетилхолин и его функции; никотин (почему люди курят).
  5. Лекция 5. Норадреналин и адреналин: азарт, стресс и не только…
  6. Лекция 6. Баланс возбуждения и торможения (глутамат и ГАМК); эпилепсия, транквилизаторы.
  7. Лекция 7. Дофамин: движение, мышление, положительные эмоции; нейролептики и амфетамины.
  8. Лекция 8. Серотонин: гармоничный мозг; антидепрессанты, ЛСД и спайсы.
  9. Лекция 9. Глицин, кофеин, каннабиноиды и кое-что еще…
  10. Лекция 10. Пептиды: опиоиды, ноотропы и многие другие; морфин и героин.
  11. Лекция 11. Мозг и алкоголь.
  12. Лекция 12. Мозг и гормоны, мозг и цитокины (взаимодействие с эндокринной и иммунной системами).

Источник: http://www.bio.msu.ru/dict/view.php?ID=384

Из чего состоит мозг человека: соотношение жидкости и строение

Химия головного мозга

Пожалуй, одним из самых главных органов человеческого организма является головной мозг. Благодаря своим свойствам, он способен регулировать все функции живого организма. Медики до сих пор не изучили этот орган до конца, а о его скрытых возможностях даже сегодня выдвигают различные гипотезы.

Из чего состоит головной мозг человека?

В составе головного мозга насчитывают более ста миллиардов клеток. Он покрыт тремя защитными оболочками. А благодаря своему объему мозг занимает около 95% всего черепа.

Вес варьируется от одного до двух килограмм. Но интересным остается тот факт, что способности этого органа никак не зависят от его тяжести.

Женский мозг примерно на 100 грамм меньше, нежели мужской.

Вода и жир

60% всего состава мозга человека – это жировые клетки, а лишь в 40% содержится вода. Он по праву считается самым жирным органом организма. Для того чтобы функциональное развитие мозга происходило надлежащим образом, человек должен правильно и рационально питаться.

https://www.youtube.com/watch?v=skxmLbOX2ys\u0026list=PLYwQWc_AFjjQG2xpn3ORGRVrWgCdSA-iC

Поступление «правильных жиров» в организм оказывает непосредственное влияние на человеческий мозг, это такая своеобразная подпитка. Очень жаль, что любители диет, забывают об этой специфике и стараются максимально исключить из своего рациона жирную пищу.

Строение мозга

Для того чтобы знать и исследовать все функции человеческого мозга, необходимо как можно детальней изучить его строение.

Весь мозг условно разделяют на пять разных частей:

  • Конечный мозг;
  • Промежуточный мозг;
  • Задний мозг (включает в себя мозжечок и мост);
  • Средний мозг;
  • Продолговатый мозг.

А теперь давайте подробней разберем, что собой представляет каждый отдел.

Также дополнительную информацию вы можете найти в нашей аналогичной статье о головном мозге.

Конечный, промежуточный, средний и задний мозг

Конечный мозг – это основная часть всего головного мозга, на которую приходится около 80% от общего веса и объема.

В его состав входит правое и левое полушария, которые состоят из десятков различных бороздочек и извилин:

  1. Левое полушарие отвечает за речь. Именно здесь происходит анализ окружающей обстановки, рассматриваются действия, делаются определенные обобщения и принимаются решения. Левое полушарие воспринимает математические действия, языки, письмо, анализирует
  2. Правое полушарие, в свою очередь, отвечает за зрительную память, например, запоминание лиц либо каких-то образов. Для правого характерны восприятие цвета, музыкальных нот, мечтаний и так далее.

В свою очередь, каждое полушарие включает в себя:

  • мантию;
  • обонятельный мозг;
  • ядро.

Между полушариями находится углубление, которое заполнено мозолистым телом. Стоит отметить, что процессы, за которые отвечают полушария, отличаются между собой.

Для промежуточного мозга характерно наличие нескольких частей:

  • Нижней. Нижняя часть несет ответственность за обмен веществ и энергии. Именно здесь находятся клетки, которые отвечают за сигналы голода, жажды, ее утоления и так далее. Нижняя часть отвечает за то, чтобы все человеческие потребности были утолены, а во внутренней среде поддерживалось постоянство.
  • Центральной. Вся информация, которую получают наши органы чувств, предается в центральную часть промежуточного мозга. Именно здесь происходит первоначальная оценка ее важности. Наличие этого отдела дает возможность отсеивать ненужную информацию, а только важную часть передавать к коре головного мозга.
  • Верхнейчасти.

Промежуточный мозг принимает прямое участие во всех двигательных процессах. Это и бег, и ходьба, и приседание, и также различные положения тела в промежутках между движениями.

Средний мозг – часть всего головного мозга, в которой сосредоточены нейроны, отвечающие за слух и зрение. Читайте подробнее о том, какая часть мозга отвечает за зрение.

Именно они могут определять размер зрачку и кривизну хрусталика, а также отвечают за мышечный тонус. Этот отдел мозга также принимает участие во всех двигательных процессах организма.

Благодаря ему человек может осуществлять резкие поворотные движения.

Задний мозг также имеет сложное строение и включает в себя два отдела:

Мост состоит из дорсальной и центральной волокнистой поверхностей:

  • Дорсальная покрывается мозжечком. По внешнему виду мост напоминает довольно толстый валек. Волокна в нем располагаются поперечно.
  • В центральной части моста находится главная артерия всего человеческого мозга. Ядрышками этой части мозга являются множество группирований из серого вещества. Задний мозг выполняет проводниковую функцию.

Второе название мозжечка – малый мозг:

  • Он расположился в задней ямке черепа и занимает всю ее полость.
  • Масса мозжечка не превышает 150 грамм.
  • От двух полушарий он отделен щелью и если посмотреть со стороны, то создается впечатление будто бы они нависают над мозжечком.
  • Именно в мозжечке присутствует белое и серое вещество.

Причем если рассматривать строение, то, видно, что серое вещество накрывает белое, формируя над ним дополнительный слой, который принято называть корой. Состав серого вещества – это молекулярный и зернистый слоя, а также нейроны, которые имеют грушевидную форму.

Белое вещество непосредственно выступает телом мозга, среди которого как тоненькие веточки дерева, растекается серое вещество. Именно сам мозжечок контролирует координацию движений опорно-двигательного аппарата.

Продолговатый мозг – это переходный отрезок спинного мозга в головной. Проведя детальное исследование, было доказано, что спинной и головной мозг имеет множество общих моментов в своем строении. Спинной мозг занимается контролем дыхания и кровообращения, а также влияет на обмен веществ.

Кора

Неотъемлемой частью головного мозга человека и большинства живых существ является кора. В результате эволюции  она достигла высокого уровня развития и помогла человеку подняться выше других живых существ.

Постоянная трудовая деятельность и регулярное развитие своих возможностей помогают улучшить мозговую деятельность организма и непосредственно функции коры.

В состав коры головного мозга входит более 15 миллиардов нейронов, каждый из которых имеет различную форму.

Эти нейроны собраны в небольшие группы, которые, в свою очередь, формируют несколько слоев коры.

https://www.youtube.com/watch?v=UdTJPsohRWk\u0026list=PLh6dVTO7f4FZsTOuD_0v7DLDm70Jv3_99

Всего кора мозга состоит из шести слоев, которые плавно переходят друг в друга и имеют ряд различных функций.

Давайте вкратце рассмотрим каждых из них начиная с самого глубокого и приближаясь к наружному:

  1. Самый глубокий слойимеет название веретеновидный. В его составе выделяют фузиформные клетки, которые постепенно распространяются в белом веществе.
  2. Следующий слойименуют вторым пирамидным. Такое название слой получил благодаря нейронам, по форме напоминающие пирамидки различных размеров.
  3. Второй зернистый слой. Имеет также неофициальное название как внутренний.
  4. Пирамидный. Его строение аналогично второму пирамидному.
  5. Зернистый. Так как второй зернистый называет внутренним, то этот является наружным.
  6. Молекулярный. Клеток в этом слое практически нет, а в составе преобладают волокнистые структуры, которые как ниточки переплетаются между собой.

Хотелось бы отметить, что строение коры не имеет единственной классификации и вызывает бесконечные споры среди ученых.

Кроме шести слоев, кору подразделяют на три зоны, каждая из которых выполняет свои функции:

  1. Первичная зона, состоящая из специализированных нервных клеток, принимает импульсы от органов слуха и зрения. Если эта часть коры получит повреждения, то они могут привести к безвозвратным изменениям чувствительных и двигательных функций.
  2. Во вторичной зоне происходит обработка полученной информации и ее анализ. Если же повреждения будут наблюдаться в этой части, то это приведет к нарушению восприятия.
  3. Возбуждение третичной зоны провоцируется рецепторами кожи и слуха. Эта часть дает возможность человеку познавать окружающий мир.

Половые различия

Вроде бы один и тот же орган у мужчин и у женщин. И, казалось бы, какие могут быть различия. Но благодаря чудотехнике, а именно томографическому сканированию, было выяснено, что между мужским и женским головным мозгом есть ряд различий.

Первоначально было установлено, что для мозга мужчин характерно большее количество связей между зонами во внутренней части полушарий. В свою очередь, у женщин эти связи наблюдаются между самими полушариями.

[attention type=green]

Также имеется точка зрения, что мужскому мозгу присущи моторные навыки в то время, когда у женщин наблюдается аналитический состав ума и развито интуитивное мышление.

[/attention]Плюс ко всему по весовым категориям мозг женщин меньше примерно на 100 грамм, чем мужской.

По статистическим данным специалистов, самое весомое половое различие наблюдается в возрасте от тринадцати до семнадцати лет. Чем старше становятся люди, тем меньше выделяются различия.

Развитие мозга

Развитие головного мозга человека начинается еще в период его внутриутробного формирования:

  • Процесс развития начинается из формирования нервной трубки, для которой характерно увеличение размера в области головы. Этот период именуют перинатальным. Для этого времени характерно его физиологическое развитие, а также формируются сенсорные и эффекторные системы.
  • В первые два месяца внутриутробного развития уже происходит формирование трех изгибов: среднемостового, мостового и шейного. Причем для первых двух характерно одновременное развитие в одном направлении, а вот третий начинает более позднее формирование совершенно в противоположном направлении.

Если оценить эволюционное развитие мозга, то смело можно заметить, что первоначально происходило формирование задней и средней части. Передняя же часть является более новым образованием и соответственно формируется в самую последнюю очередь. Развитие мозга не заканчивается после рождения малыша. Это довольно сложный и длительный процесс, который занимает многие годы.

После того, как кроха появился на свет, его мозг представляет собой два полушария и множество извилин.

Ребенок растет, и мозг подвергается множеству изменений:

  • Борозды и извилины становятся гораздо больше, они углубляются и изменяют свою форму.
  • Самой развитой зоной после рождения считается зона у висков, но она также поддается развитию на клеточном уровне.Если проводить сравнение между полушариями и затылочной частью, то можно без сомнения отметить, что затылочная часть гораздо меньше полушарий. Но, несмотря на этот факт, в ней присутствуют абсолютно все извилины и борозды.
  • Не ранее, чем к 5 годам развитие лобной части мозга доходит до уровня, когда эта часть может прикрыть островок мозга. Для этого момента должно произойти полное развитие речевых и двигательных функций.
  • В возрасте 2-5 лет созреваютвторичные поля мозга. Они обеспечивают процессы перцепции и влияют на выполнение последовательности действий.
  • Третичные поля формируются в период от 5 до 7 лет. Первоначально заканчивается развитие теменно-височно-затылочной части, а затем префронтальной области. В это время формируются поля, которые отвечают за максимально сложные уровни переработки информации.

26.08.2020

Источник: http://mozgvtonuse.com/research/mozg-cheloveka.html

Серое и белое вещество головного мозга и его функции

Химия головного мозга

Строение человеческого организма сложное и уникальное, особенно это актуально для серого и белого вещества головного мозга.

Однако, именно благодаря подобным особенностям люди смогли достичь существующих преимуществ над остальными представителями животного мира. Изучение строения внутричерепных структур, их функций и особенностей еще не закончено.

Однако, знание о расположении и значении для здоровья людей о них помогает специалистам понимать природу заболеваний нервной системы, подбирать оптимальные схемы лечения.

Строение

Каждая клетка головного мозга имеет тело и несколько отростков – длинное волокно у аксона и короткое у дендритов. Именно они своим цветом определяют окраску разных отделов органа. Так, серое вещество в своей структуре содержит нейроны, глиальные элементы и сосуды. Его ответвления не покрыты оболочкой – от этого и темный оттенок.

https://www.youtube.com/watch?v=0L2FKPkMKQk\u0026list=PLh6dVTO7f4FZsTOuD_0v7DLDm70Jv3_99

Больше всего подобного вещества присутствует в следующих отделах:

  • кора передних полушарий;
  • таламус и гипоталамус;
  • мозжечок и его ядра;
  • базальные ганглии;
  • черепно-мозговые нервы и ствол;
  • столбы с отходящими от них спинномозговыми рогами.

Все пространство по периферии серых структур занимает белое вещество. В нем расположено огромное количество отростков нервных волокон, поверх которых размещена миелиновая оболочка.

Она и придает белый оттенок тканям.

Именно эти структуры в центральной нервной системе образуют проводниковые пути, по которым информационные сигналы перемещаются к зависимым органам, либо от них обратно к центральным структурам.

Основные типы белых волокон:

  • ассоциативные – локализованы на разных участках спинномозговых нервов;
  • восходящие – передают информацию от внутренних структур к коре полушарий;
  • нисходящие – сигнал поступает от внутричерепных образований к спинномозговым рогам, а оттуда к внутренним органам.

Рассмотреть, как устроена нервная система, что такое белое вещество либо серое вещество, удобнее на обучающих макетах – подробные срезы с цветным изображением наглядно будут демонстрировать особенности расположения тканей и структурных единиц.

Немного о сером веществе

Серым клеткам в отличие от проводниковой функции белого вещества мозга присущи различные варианты задач:

  • физиологические – образование и перемещение, а также получение и последующая обработка электрических импульсов;
  • нейрофизиологические – речь и зрение, мышление и память с эмоциональными реакциями;
  • психологические – формирование сути личности человека, его мировоззрения и мотивации с волей.

Многочисленные исследования специалистов позволили установить, чем образованы серое вещество и белые участки мозга, их роль в центральной нервной системе. Однако, и в наши дни остаются нерешенными многие загадки.

Тем не менее, были анатомически структурированы ядра серого вещества в топике внутричерепных полушарий и таковые структуры в спинном мозге.

По сути – они главный координационный центр, через который формируются человеческие рефлексы и высшая интеллектуальная деятельность.

К примеру, если знать, где находятся серое вещество коры и его зависимый орган, можно вызвать необходимую реакцию на раздражитель. Этим пользуются врачи для восстановления больных после некоторых неврологических заболеваний.

Безусловно, то, из чего состоят белое вещество и подкорковые ядра переднего отдела мозга будут напрямую обусловливать скорость передачи импульсов и их обработки. Этим люди и отличаются друг от друга. Поэтому все субкортикальные очаги в белом веществе должны рассматриваться отдельно.

Топография

Волокна серых и белых нейроцитов представлены, как в центральной, так и в периферической части нервной регуляции. Однако, если в спинном мозге серое вещество топографически локализовано в середине – напоминает очертаниями бабочку, которая окружает спинномозговой канал, то в черепном отделе оно, наоборот, покрывает главные полушария. Отдельные его участки – ядра, размещены и в глубине.

Белое же вещество локализовано вокруг «бабочки» в спинномозговой части мозга – нервные волокна, окруженные оболочками, а в центральном отделе – под корой, представляя отдельные белые скопления и тяжи.

Высокодифференцированные клетки серого вещества образуют кору головного мозга – плащ. Именно они представляют собой интеллект человека.

[attention type=yellow]

Увеличение площади коры возможно благодаря множеству складок – борозд и извилин. Толщина плаща неоднозначна – больше в районе центральной извилины.

[/attention]

Постепенное ее уменьшение можно наблюдать по направлению к спинному мозгу, переход в который обозначен как продолговатый мозг.

Процентное соотношение белого и серого вещества в разных отделах мозга неоднозначно. Как правило, безоболочечных белых скоплений больше. Принято выделять структурные отделы:

  • передний – большие полушария, которые покрыты корой из серого вещества, внутри ядра с окружением из белого вещества;
  • средний – множество черепно-мозговых ядер из темных клеток с проводящими путями из белого мозгового волокна;
  • промежуточный – представлен таламусом, а также гипоталамусов, к которым перемещаются импульсы по множеству белых волокон к размещенным в них ядрам вегетативной системы;
  • мозжечок – напоминает большие полушария в миниатюре по строению, поскольку можно выделить кору и подкорку, но не по функциональным обязанностям;
  • продолговатый – преобладает серое вещество, которое представлено множеством ядер и мозговых центров.

Изучению представительства той или иной части тела в мозге посвящено множество научных работ. Однако, исследование их незаконченно – природа преподносит людям все новые открытия.

Функции

Благодаря сложному и уникальному строению нервной системы, вещество мозга в состоянии выполнять множество функциональных обязанностей. По сути, на него возложено управление всем многообразием происходящих внутри организма процессов.

Так, функциями белого вещества, бесспорно, являются принять и донести информацию с помощью нервных импульсов – как между отдельными участками головного либо спинного мозга, так и ними, как отдельными структурными звеньями сложной системы. Для того чтобы представить схему функциональных обязанностей белого вещества, необходимо выделить основные волокна:

  • ассоциативные – отвечают за взаимосвязь разных зон коры одного из полушарий, к примеру, короткие белые ответвления несут ответственность за связь между близлежащими извилинами, тогда как длинные – за взаимодействие отдаленных областей коры;
  • комиссуральные – белые волокна соединяют не только симметричные зоны, но и кору в отдаленных долях полушариях, что находит отражение в мозолистом теле и спайках, которые расположены непосредственно между крупными полушарными единицами;
  • проекционные белые волокна – несут ответственность за качество связи коры большого мозга с нижерасположенными структурными звеньями, а также периферией, к примеру, доставку информации от двигательных нейронов и обратно к ним, либо от чувствительных клеток.

Анатомическое строение и расположение обусловливает и функции серого вещества. Оно одновременно в состоянии создавать и обрабатывать нервные импульсы.

За счет них происходит управление всеми внутренними жизненно важными процессами – автоматически в дыхательной, сердечнососудистой, пищеварительной и мочевыделительной системах.

Это так называемое сохранение постоянства внутренней среды, чтобы человек как биологическая единица смог сохранить себя единым целым. Тогда как отличительной функцией серого вещества можно назвать развитие и преумножение интеллекта.

Кора головного мозга имеется у каждого живого человека. Тем не менее, уровень развития умственных способностей у всех различен. Принятием, обработкой и сохранением информации занимаются именно серые клетки коры больших полушарий мозга.

Отличительные черты

Для четкого понимания того, каковы важные отличия серого и белого веществ мозга, что они собой представляют и их функциональные особенности, специалистами были разработаны критерии. Основные представлены в таблице:

КритерииСерое веществоБелое вещество
строениеядра нервных клеток и короткие отросткидлинные миелинизированные аксоны
локализацияпреимущественно в центральной нервной системепреимущественно на периферии
потребление кислорода3–5 мл/минменее 1 мл/мин
функциярегулирующая, рефлекторнаяпроводящая
удельный вес40% от всего весаболее 60% веса

В целом, понятия исключительно серого или белого в общей картине головного или же спинного мозга как такового не существует – настолько тесно переплетены анатомически и функционально эти структуры органа. Без одного не может существовать другого.

Условно нервную клетку можно представить гостиницей, в которой люди остановились отдохнуть и обменяться новостями. Это серая субстанция мозга. Однако, после этого они уезжают дальше – посетить другие интересные места. Для этого им необходимы качественные скоростные дороги – проводящие волокна белого вещества.

И если без темных ядер подкорковых структур и плаща больших полушарий люди вовсе не в состоянии выполнять высшие нервные действия – память, мышление, обучение, то без полноценной белой материи не представляется возможным быстро принимать решения или реагировать на происходящие изменения в окружающем мире.

Возможные заболевания

Любые нарушения анатомической целостности нервной клетки не проходят бесследно. Однако, на тяжесть патологического расстройства и его продолжительность напрямую влияет характер провоцирующего фактора. Так, при ухудшении мозгового кровотока из-за атеросклеротической бляшки, которое приводит к постгипоксическим изменениям головного мозга – ишемического инсульта характерно:

  • локальное ощущение онемения;
  • частичная/полная утрата движения в какой-либо части тела;
  • мышечная слабость.

Если же травмы приводят к гибели большого участка коры, человек вовсе утрачивает одну из своих высших нервных функций, становится инвалидом. В случае опухолевого поражения подкорковых структур могут возникать расстройства в регулировании зависимых от них структур – вегетативные отклонения, терморегуляция, эндокринные расстройства.

Безусловно, заболевания корковых структур заметны сразу же. Между тем, атрофия белых волокон может протекать скрыто, к примеру, при дисциркуляторном энцефалопатии. Вначале страдают мелкие участки мозга, что отражается на повседневной деятельности человека. Позже процесс охватывает все сферы мозговой деятельности – к примеру, болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз.

При проведении магнитно-резонансной томографии могут быть выявлены единичные очаги в белом веществе лобных долей – лейкоареоз, или же их локализация в мозжечке. Тогда помимо интеллектуальных расстройств больному свойственны двигательные сбои.

[attention type=red]

Подбором оптимальных схем лечения должен заниматься невропатолог с учетом анатомических и функциональных особенностей серого/белого вещества головного мозга.

[/attention]

Источник: https://nerv-info.ru/nervnaya-sistema/funktsii-serogo-i-belogo-veshhestva-golovnogo-mozga-osobennosti-zabolevanij

Сам себе врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: