Социокультурная теория выготского

Содержание
  1. Что такое социокультурная теория? – Теории – 2020
  2. Введение в социокультурную теорию
  3. Пиаже против Выготского: ключевые отличия
  4. Зона ближайшего развития
  5. Практические приложения к социокультурной теории Л.С. Выготского
  6. В классе
  7. Социокультурная теория Выготского / Педагогическая психология
  8. Важность социального контекста
  9. Эффекты культуры: инструменты интеллектуальной адаптации
  10. Социальные влияния на когнитивное развитие
  11. Зона ближайшего развития
  12. Пример зоны ближнего развития
  13. Доказательства, которые демонстрируют теории Выготского
  14. Выготский и язык
  15. Критика работы Выготского
  16. Теория развития Л.С.Выготского
  17. Основные положения теории Выготского о развитии высших психических функций (ВПФ)
  18. Роль среды в развитии ребенка
  19. Соотношение обучения и развития
  20. Зона ближайшего развития (ЗБР)
  21. Социокультурная теория Льва Выготского
  22. Обучение и «Зона ближайшего развития»
  23. Метафора лесов
  24. Социокультурная теория: в контексте
  25. Библиографические ссылки:
  26. Диалог писателя Льва Данилкина и историка Алексея Юдина «Революция, политика, искусство». (September 2020)
  27. Концепции Выготского: современная актуальность и актуальная современность
  28. Лев Выготский: биография
  29. Культурно-историческая концепция и учение о высших психологических процессах
  30. Эстетическая искусствоведческая концепция
  31. Педагогическая концепция

Что такое социокультурная теория? – Теории – 2020

Социокультурная теория выготского

Социокультурная теория – это новая теория в психологии, которая рассматривает важный вклад, который общество вносит в развитие личности. Эта теория подчеркивает взаимодействие между развивающимися людьми и культурой, в которой они живут. Социокультурная теория также предполагает, что человеческое обучение в значительной степени является социальным процессом.

Введение в социокультурную теорию

Социокультурная теория выросла из работы оригинального психолога Льва Выготского, который полагал, что родители, опекуны, сверстники и культура в целом были ответственны за развитие функций высшего порядка.

По словам Выготского, обучение основано на взаимодействии с другими людьми. Как только это произошло, информация затем интегрируется на индивидуальном уровне:

Выготский был современником других великих мыслителей, таких как Фрейд, Скиннер и Пиаже, но его ранняя смерть в возрасте 37 лет и подавление его работы в сталинской России оставляли его в относительной безвестности до недавнего времени. Поскольку его работа стала более широко опубликованной, его идеи приобретают все большее влияние в таких областях, как развитие ребенка, когнитивная психология и образование.

[attention type=yellow]

Социокультурная теория фокусируется не только на том, как взрослые и сверстники влияют на индивидуальное обучение, но и на то, как культурные верования и отношения влияют на то, как происходит обучение и преподавание.

[/attention]

По словам Выготского, дети рождаются с основными биологическими ограничениями в их сознании. Однако каждая культура предоставляет то, что он называл «инструментами интеллектуальной адаптации».

Эти инструменты позволяют детям использовать свои основные умственные способности таким образом, чтобы они адаптировались к культуре, в которой они живут.

Например, в то время как одна культура может делать упор на стратегии памяти, такие как создание заметок, другие культуры могут использовать такие инструменты, как напоминания или запоминание наизусть.

Пиаже против Выготского: ключевые отличия

Так чем же отличается социокультурная теория Выготского от теории когнитивного развития Пиаже?

Во-первых, Выготский уделял больше внимания тому, как социальные факторы влияют на развитие. В то время как теория Пиаже подчеркивала, как взаимодействия и исследования ребенка влияют на развитие, Выготский подчеркнул важную роль, которую социальные взаимодействия играют в когнитивном развитии.

Другое важное различие между этими двумя теориями заключалось в том, что, хотя теория Пиаже предполагает, что развитие в значительной степени универсально, Выготский предположил, что когнитивное развитие может различаться в разных культурах. Например, развитие в западной культуре может отличаться от развития в восточной культуре.

Четыре этапа когнитивного развития Пиаже

Зона ближайшего развития

Важное понятие в социокультурной теории известно как зона ближайшего развития.

По словам Выготского, зона ближайшего развития «это расстояние между фактическим уровнем развития, определяемым независимым решением проблем, и уровнем потенциального развития, определяемым путем решения проблем под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками».

По сути, он включает в себя все знания и навыки, которые человек еще не может понять или применить самостоятельно, но способен учиться под руководством. Поскольку детям разрешено расширять свои навыки и знания, часто наблюдая за кем-то, кто немного более продвинут, чем они, они могут постепенно расширять эту зону ближайшего развития.

Изучение зоны ближайшего развития

В своем тексте «Социальное и личностное развитие» автор Дэвид Р.

Шаффер объясняет, что, хотя Пиаже полагал, что когнитивное развитие было довольно универсальным, Выготский полагал, что каждая культура представляет уникальные различия.

Поскольку культура может меняться так сильно, социокультурная теория Выготского предполагает, что и ход, и содержание интеллектуального развития не столь универсальны, как полагал Пиаже.

Практические приложения к социокультурной теории Л.С. Выготского

В последние годы социокультурная теория приобрела популярность, особенно в образовательных учреждениях. Некоторые примеры того, как эта теория может быть применена на практике в реальном мире:

В классе

Понимание уровней зоны ближайшего развития может быть полезным для учителей. В классной комнате учителя могут сначала оценить учащихся, чтобы определить их текущий уровень квалификации.

Как только это будет установлено, педагоги могут предложить инструкции, которые расширяют пределы возможностей каждого ребенка.

Сначала ученику может понадобиться помощь взрослого или более знающего сверстника, но в конечном итоге его зона ближайшего развития будет расширяться.

  • Учителя могут планировать свои инструкции и уроки. Например, учитель может организовать урок в группы, в которых менее опытные дети объединяются со студентами с более высоким уровнем квалификации.
  • Подсказки, подсказки и прямые инструкции могут быть использованы, чтобы помочь детям улучшить свои способности.
  • Педагоги также могут использовать концепцию подмостей, где учитель предлагает подсказки, чтобы постепенно продвинуть ребенка вперед к цели.

Теория Выготского также подчеркивала важность игры в обучении. Учителя и родители могут использовать эти знания, предоставляя детям множество возможностей для игр. Выготский считал, что посредством игры и воображения дети могут еще больше расширить свои концептуальные способности и познания мира.

Типы игр, которые могут способствовать дальнейшему обучению, включают воображаемую игру, ролевые игры, игры и повторения реальных событий. Такая деятельность помогает стимулировать рост абстрактного мышления.

Источник: https://rus.psychic-parapsychologist.com/what-is-sociocultural-theory-72833

Социокультурная теория Выготского / Педагогическая психология

Социокультурная теория выготского

социокультурная теория Л.С. Выготского Это новая теория в психологии, которая рассматривает важный вклад, который общество вносит в развитие личности. Эта теория подчеркивает взаимодействие между развитием людей и культурой, в которой они живут. Это говорит о том, что человеческое обучение – это очень социальный процесс..

Лев Семенович Выготский (1896–1934) был советским психологом и основоположником теории культурного и социального развития человека. Он считается одним из самых влиятельных психологов в истории.

Его основная работа проводилась в области эволюционной психологии и послужила основой для многих исследований и последующих теорий, связанных с когнитивным развитием в последние десятилетия, особенно о том, что известно как Социокультурная теория Л.С. Выготского.

индекс

  • 1 Важность социального контекста
  • 2 Эффекты культуры: инструменты интеллектуальной адаптации
  • 3 Социальные влияния на когнитивное развитие
  • 4 Зона ближайшего развития
    • 4.1 Пример зоны ближнего развития
  • 5 Свидетельства, которые демонстрируют теории Выготского
  • 6 Выготский и язык
  • 7 Критика работы Выготского

Важность социального контекста

Теории Выготского подчеркивают фундаментальную роль социального взаимодействия в развитии познания, поскольку он твердо верил, что сообщество играет центральную роль в процессе «придания смысла».

В отличие от Пиаже, который утверждал, что развитие детей обязательно должно предшествовать их обучению, Выготский утверждает, что обучение является универсальным и необходимым аспектом процесса культурно организованного развития, особенно с точки зрения психологических функций человека..

Другими словами, социальное обучение предшествует развитию.

Выготский разработал социокультурный подход к когнитивному росту. Его теории были созданы более или менее одновременно с Жаном Пиаже, швейцарским эпистемологом..

[attention type=red]

Проблема Выготского заключается в том, что он начал разрабатывать свои собственные с 20 лет и умер в 38 лет, так что его теории являются неполными. Кроме того, некоторые его произведения до сих пор переводятся с русского.

[/attention]

По словам Выготского, индивидуальное развитие невозможно понять без социокультурного контекста, в который он погружен. Высшие психические процессы индивида (критическое мышление, принятие решений, рассуждение) берут свое начало в социальных процессах..

Эффекты культуры: инструменты интеллектуальной адаптации

Как и Пиаже, Выготский утверждал, что дети рождаются с основными материалами и навыками для интеллектуального развития.

Выготский говорит об «элементарных психических функциях»: внимание, ощущение, восприятие и память. Благодаря взаимодействию с социокультурной средой эти психические функции превращаются в более сложные и эффективные стратегии и психические процессы, которые Выготский называет «превосходными психическими функциями»..

Например, память у маленьких детей ограничена биологическими факторами. Однако культура определяет тип стратегии памяти, которую мы разрабатываем.

В нашей культуре мы обычно учимся делать заметки, чтобы помочь нашей памяти, но в до-литературных обществах мы должны были использовать другие стратегии, такие как завязывание узлов на веревочке, чтобы запомнить конкретное число, или громкое повторение того, что мы хотели запомнить..

Выготский обращается к инструментам интеллектуальной адаптации, чтобы описать стратегии, которые позволяют детям более эффективно и адаптивно использовать основные психические функции, которые определяются культурой.

Этот психолог твердо верил, что на когнитивные функции влияют убеждения, ценности и инструменты интеллектуальной адаптации культуры, в которой развивается каждый человек. Таким образом, эти инструменты адаптации варьируются от одной культуры к другой.

Социальные влияния на когнитивное развитие

Выготский, как и Пиаже, считал, что маленькие дети любопытны и активно участвуют в собственном обучении, а также в открытии и разработке новых схем понимания..

Однако Выготский уделял больше внимания социальному вкладу в процесс развития, в то время как Пиаже подчеркивал открытие, инициированное самим ребенком..

По словам Выготского, большая часть обучения детей происходит через социальное взаимодействие с воспитателем. Этот репетитор – тот, кто моделирует поведение детей и дает им устные инструкции. Это известно как «совместный диалог» или «совместный диалог».

[attention type=green]

Ребенок стремится понять действия или инструкции, предоставляемые репетитором (обычно родителями или учителем), а затем усваивает информацию, используя ее для руководства или регулирования своих собственных действий..

[/attention]

Давайте возьмем пример девушки, чья первая головоломка поставлена ​​перед ней. Если оставить ее в покое, девушка будет плохо выполнять задание по завершению головоломки.

Ее отец сидит с ней и описывает или демонстрирует некоторые основные стратегии, такие как поиск всех частей краев и углов, и дает девушке пару частей, чтобы собрать их вместе, поощряя ее, когда она делает это правильно..

По мере того, как девочка становится более компетентной в выполнении головоломки, отец позволяет ей работать более независимо. По словам Выготского, такой тип социального взаимодействия, который предполагает совместный или кооперативный диалог, способствует когнитивному развитию..

Зона ближайшего развития

Важной концепцией в социокультурной теории Выготского является так называемая Зона Ближнего Развития (ZPD), которая была определена как:

«Расстояние между фактическим уровнем развития, определяемым способностью самостоятельно решать проблему, и уровнем потенциального развития, определяемым путем решения проблемы под руководством взрослого или в сотрудничестве с другим, более способным партнером».

Лев Выготский рассматривает взаимодействие со сверстниками как эффективный способ развития навыков и стратегий. Предлагает учителям использовать учебные упражнения, в которых менее компетентные дети развиваются с помощью более опытных учеников в зоне ближнего развития..

Когда учащийся находится в зоне ближнего развития для выполнения заданий, и если ему оказывается соответствующая помощь, ребенок будет чувствовать достаточный импульс для выполнения задания..

В литературе ZPD стало синонимом термина «строительные леса». Однако важно знать, что Выготский никогда не использовал этот термин в своих трудах, поскольку он был введен Вудом в 1976 году..

Теория лесов Вуда утверждает, что во взаимодействии между преподавателем и обучением действия учителя обратно связаны с уровнем навыков ученика; то есть, чем сложнее задание для ученика, тем больше действий понадобится человеку, который преподает.

Корректировка вмешательств того, кто учит и контролирует трудности ученика, кажется, решающим элементом в приобретении и построении знаний.

[attention type=yellow]

Концепция лесов – это метафора, которая относится к использованию лесов учителем; По мере накопления знаний и выполнения поставленных задач, строительные леса удаляются, и тогда ученик сможет выполнить задачу просто.

[/attention]

Важно отметить, что термины «совместное обучение», «строительные леса» и «управляемое обучение» используются в литературе, как если бы они имели одинаковое значение.

Пример зоны ближнего развития

Лаура поступила в университет в этом семестре и решила записаться на вводный курс тенниса. Ваш класс состоит из изучения и отработки разных приемов каждую неделю.

Проходят недели, и она, и другие ученики в классе учатся сработать соответствующим образом. В течение недели, когда они должны научиться бить правой рукой, монитор понимает, что Лора очень расстроена, потому что все ее правильные удары идут в сетку или далеко от базовой линии..

Монитор проверяет вашу подготовку и очередь. Он понимает, что его идеальная осанка скоро подготовится, правильно поворачивает туловище и точно бьет по мячу на нужной высоте..

Тем не менее, он понимает, что он берет ракетку так же, как если бы он делал удар слева, поэтому он показывает ему, как переместить руку, чтобы сделать правильное право, подчеркивая, что он должен держать указательный палец параллельно ракетка.

Монитор демонстрирует хорошее движение, чтобы показать его Лоре, а затем помогает ей и помогает при смене способа схватить ракетку. С небольшой практикой Лаура учится делать это отлично.

В этом случае Лора была в следующей зоне развития, чтобы сделать успешный удар справа. Я делал все остальное правильно, мне просто нужна была небольшая поддержка, обучение и строительные леса от кого-то, кто знал больше, чем она, чтобы помочь ей сделать это правильно.

Когда эта помощь была оказана, он смог достичь своей цели. Если им будет оказана надлежащая поддержка в нужное время, остальные студенты также смогут выполнять задачи, которые в противном случае были бы для них слишком сложными..

Доказательства, которые демонстрируют теории Выготского

Лиза Фрейнд – эволюционный психолог и когнитивный нейробиолог, которая проверила теории Выготского в 1990 году. Для этого я провожу исследование, в котором группа детей должна была решить, какую мебель им поставить в определенных местах кукольного домика..

Некоторым детям разрешалось играть со своими матерями в аналогичной ситуации, прежде чем пытаться выполнить задачу самостоятельно (зона ближайшего развития), в то время как другим разрешалось работать в одиночку с самого начала..

Последний известен как «обучение на открытии», термин, введенный Пиаже для определения идеи, что дети учатся больше и лучше, активно изучая и делая что-то одно. После первой попытки обе группы детей предприняли вторую попытку в одиночку.

[attention type=red]

Фрейнд обнаружил, что те дети, которые ранее работали со своими матерями, то есть те, кто работал в зоне ближайшего развития, показали значительное улучшение, сравнивая свою первую попытку в задании со второй.

[/attention]

Дети, которые работали в одиночку с самого начала, получили худшие результаты по заданию. Вывод этого исследования заключается в том, что управляемое обучение в зоне ближайшего развития привело к лучшему решению задачи, чем обучение путем открытия.

Выготский и язык

Выготский считал, что язык развивается из социальных взаимодействий с целью общения. Я видел язык как лучший инструмент для людей, способ общения с внешним миром. По словам Выготского, язык играет две важнейшие роли в когнитивном развитии:

  1. Это основной способ передачи информации взрослым детям..
  2. Сам язык становится очень мощным инструментом интеллектуальной адаптации.

Выготский различает три формы языка:

  • Социальная речь, которая является внешним общением, используемым для общения с другими людьми (обычно в возрасте двух лет).
  • Частная речь (типично для трехлетнего возраста), который направлен на себя и имеет интеллектуальную функцию.
  • Внутренняя речь, которая является менее слышимой частной речью и имеет саморегулирующуюся функцию (типичная в возрасте семи лет).

Для Выготского мысль и язык – это две системы, изначально отделенные от начала жизни, которые объединяются в возрасте около трех лет..

На этом этапе речь и мысль становятся взаимозависимыми: мысль становится словесной, а речь становится репрезентативной. Когда это происходит, монологи детей усваиваются, чтобы стать внутренней речью. Интернализация языка важна, так как она ведет к когнитивному развитию..

Выготский был первым психологом, который задокументировал важность частной речи, рассматривая ее как точку перехода между социальной речью и внутренней речью, моментом развития, в котором язык и мысль объединяются для формирования вербальной мысли..

Таким образом, личная речь, с точки зрения Выготского, является самым ранним проявлением внутренней речи. Несомненно, частная речь больше похожа (по своей форме и функциям) на внутреннюю речь, чем на социальную речь.

Критика работы Выготского

Работа Выготского не получила того же уровня тщательного изучения, который получил Пиаже, отчасти из-за огромного количества времени, которое должно быть потрачено на перевод его работы с русского языка..

Кроме того, социокультурная перспектива этого российского психолога не дает так много конкретных гипотез, которые могут быть доказаны как теории Пиаже, что делает его опровержение трудным, если не невозможным.

Возможно, главная критика работы Выготского связана с предположением, что его теории актуальны во всех культурах. Возможно, что леса не используются одинаково во всех культурах или что они не одинаково полезны во всех.

Источник: https://ru.thpanorama.com/articles/psicologa-educativa/la-teora-sociocultural-de-vygotsky.html

Теория развития Л.С.Выготского

Социокультурная теория выготского

Лев Семенович Выготский разработал фундаментальную теорию становления и развития высших, специфически человеческих психических функций у ребенка. Основная идея Выготского – о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово).

Его концепция называется «культурно-исторической» потому, что, согласно этой концепции, сознание ребенка, специфические особенности его высших психических функций (произвольная память, произвольное внимание) формируются у ребенка в общении со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков, выработанных в процессе общественно-исторического развития. Эти знаки опосредствуют его «низшие» (непроизвольные) психические функции и тем самым ведут к созданию совершенно новых образований в сознании ребенка.

Основные положения теории Выготского о развитии высших психических функций (ВПФ)

В развитии человека выделяются две линии развития:

  1. Натуральная линия развития – это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения.
  2. Культурная (историческая) линия развития – возникает при появлении общения с окружающим миром.

В условиях онтогенетического развития обе эти линии — биологическая и культурная — находятся в сложном взаимодействии, слиты, реально образуют единый, хотя и сложный процесс.

Классификация психических функций

  • Низшие (элементарные) психические функции (НПФ) – натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.
  • Высшие психические функции (ВПФ) – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность. К ним относятся абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.

Высшие психические функции ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями, или, как писал Л.С.

Выготский: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая».

Процесс формирования высшей психической функции растянут на десятилетие, зарождаясь в речевом общении и завершаясь в полноценной символической деятельности.

Роль среды в развитии ребенка

Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом Выготский считал интериоризацию знаков – искусственно созданных человеком стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением. ВПФ возникли при помощи знака.

Знаки — это психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта. Знак — это любой условный символ, имеющий определенное значение.

Универсальным знаком является слово.

Механизм изменения психики ребенка, который приводит к появлению специфических для человека высших психических функций, — это механизм интериоризации (присвоения) знаков как средств регуляции психической деятельности.

Знаки, будучи продуктом общественного развития, несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет ребенок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью.

Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких высших психических функций, как логическое мышление, воля, речь. Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека.

Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия – действиями произвольными.

Соотношение обучения и развития

Развитие – это процесс количественных и качественных изменений организма, нервной системы, психики, личности. Обучение – это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков.

Выготский выделил и обобщил следующие наиболее широко распространенные точки зрения на вопрос о соотношении обучения и развития:

  1. Обучение и развитие – два независимых друг от друга процесса. Развитие рассматривается как процесс, протекающий по типу созревания, а обучение — как чисто внешнее использование возможностей развития. Обучение надстраивается над развитием и ничего не меняет в нем по существу. При анализе умственного развития стараются разделить то, что идет от развития, и то, что идет от обучения.
  2. Обучение и развитие – два тождественных процесса. Шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Ребенок развит настолько, насколько обучен.
  3. Обучение и развитие – тесно связанные между собой процессы. Развитие понимается дуалистически: есть развитие как созревание и есть развитие как обучение. С одной стороны, развитие мыслится как процесс, не зависимый от обучения. С другой стороны, обучение, в ходе которого ребенок приобретает новые формы поведения, отождествляется с развитием. Развитие (созревание) подготавливает и делает возможным процесс обучения, а обучение как бы стимулирует процесс развития (созревания). Процессы обучения и развития разводятся, и одновременно устанавливается их взаимосвязь.

Этим теориям Выготский противопоставляет свою, согласно которой обучение и развитие — не два независимых процесса или один и тот же процесс; существует «единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития «.

По мнению Выготского, неверно ни отождествлять процессы обучения и развития, ни предполагать, что процесс развития совершается независимо от процесса обучения. Он утверждает, что между обучением и развитием существуют сложные отношения.

Зона ближайшего развития (ЗБР)

Для объяснения вопроса о влиянии обучения на развитие Выготский ввел понятие о двух уровнях развития ребенка:

  1. Зона актуального развития – уже достигнутый ребенком уровень развития. Это уровень интеллектуальных задач, которые он способен решать полностью самостоятельно, без помощи взрослого. Уровень актуального развития ребенка показывает нам, какие психические процессы у него уже сложились, т.е. фактически по его актуальному развитию мы можем судить об уже завершенных циклах развития.
  2. Зона ближайшего развития (ЗБР). Обнаруживается не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач ребенком. Второй уровень выше первого, так как при помощи взрослого ребенок способен решать более сложные задачи. Это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. ЗБР – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

Выготский сделал следующие выводы: 1) обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития; 2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития.

И потому Выготский делает главный вывод: педагогика должна ориентироваться  не на вчерашний, а на завтрашний день развития (т.е. на зону ближайшего развития ребенка). То, что ребенок сегодня делает в сотрудничестве со взрослым, завтра он будет делать самостоятельно.

Таким образом, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка.

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/teoriya-razvitiya-l-s-vygotskogo/

Социокультурная теория Льва Выготского

Социокультурная теория выготского

В каком смысле и пропорции культура и общество могут влиять на когнитивное развитие детей? Существует ли какая-либо связь между когнитивным развитием и сложным процессом сотрудничества, осуществляемым взрослыми в области образования и обучения (специфическим и общим), который получают дети?

Таким же образом, каковы основные последствия Социокультурная теория Выготского для воспитания и познавательной оценки детей?

Социокультурная теория Выготский делает акцент на активном участии несовершеннолетних в окружающей их среде, являющейся когнитивное развитие результат совместного процесса.

Лев Выготский (Россия, 1896-1934) утверждал, что дети развивают свое обучение через социальное взаимодействие: они приобретают новые и лучшие когнитивные способности как логический процесс погружения в образ жизни.

Те действия, которые выполняются совместно, позволяют детям усваивать мышление и поведенческие структуры общества, которое их окружает. присваивая их.

Обучение и «Зона ближайшего развития»

Согласно социокультурной теории Выготского, роль взрослых или более продвинутых партнеров заключается в том, чтобы поддерживать, направлять и организовывать обучение ребенка на шаге до того, как он сможет овладеть этими аспектами, усвоив структуры поведенческие и когнитивные, что требует деятельность. Эта ориентация более эффективна в предоставлении помощи детям, чтобы они пересекали зону развития проксимальный (ZPD) То, что мы можем понять как разрыв между тем, на что они уже способны, и тем, чего они до сих пор не могут достичь самостоятельно.

Дети, которые находятся в ZPD для выполнения конкретной задачи, близки к тому, чтобы делать это самостоятельно, но им все еще необходимо интегрировать некоторые ключевые мысли.

[attention type=green]

Тем не менее, с правильной поддержкой и руководством, они могут успешно выполнить задачу.

[/attention]

В той мере, в которой охвачены сотрудничество, контроль и ответственность за обучение, ребенок адекватно прогрессирует в формировании и закреплении своих новых знаний и обучения.

Метафора лесов

Есть несколько последователей социокультурной теории Выготского (например, Вуд, 1980, Брунер и Росс, 1976), которые подняли метафоруПодмости «Чтобы обратиться к этому режиму обучения.

строительные леса она состоит из временной поддержки взрослых (учителей, родителей, воспитателей …

), которые обеспечивают ребенка целью выполнения задания, пока ребенок не сможет выполнить его без посторонней помощи.

Один из исследователей, который начинает с теорий, разработанных Львом Выготским, Гейл Росс Изучил на практике процесс строительства лесов в детском обучении. Наставляя детей в возрасте от трех до пяти лет, Росс использовал несколько ресурсов.

Она имела обыкновение контролировать и быть в центре внимания сессий, и использовал медленные и театрализованные презентации для студентов, чтобы показать, что достижение задачи возможно , Доктор Росс стал тем, кто предвидел все, что должно было случиться.

Он контролировал все части задания, в котором дети работали в степени сложности и величины, пропорциональной предыдущим навыкам каждого из них.

То, как он представил инструменты или объекты, которые были объектом обучения позволил детям узнать, как решить и выполнить задачу самостоятельно, более эффективно, чем если бы им только объяснили, как ее решить.

Именно в этом смысле социокультурная теория Выготского указывает на «зону» между тем, что люди могут понять, когда им показывают что-то перед ними, и тем, что они могут генерировать автономно.

Эта зона является зоной ближайшего развития или ZPD, о которой мы упоминали ранее (Bruner, 1888).

Социокультурная теория: в контексте

Социокультурная теория российского психолога Льва Выготского имеет трансцендентное значение для образования и оценки когнитивного развития.

Тесты, основанные на ZPD, которые подчеркивают потенциал ребенка, представляют собой бесценную альтернативу стандартизированным тестам интеллекта, которые обычно подчеркивают знания и знания, уже проведенные ребенком.

Таким образом, многие дети получают пользу от руководства социокультурная и открой, что выготский разработал.

Другим фундаментальным вкладом контекстуальной перспективы был акцент на социальный аспект развития , Эта теория защищает то, что нормальное развитие детей в культуре или группе, относящейся к культуре, не может быть адекватной нормой (и, следовательно, не может быть экстраполировано) для детей из других культур или обществ.

  • Рекомендуем прочитать: «Теория психосоциального развития Эриксона»

Библиографические ссылки:

  • Daniels, H. (Ed.) (1996). Введение в Выготский, Лондон: Routledge.
  • Van der Veer, R. & Valsiner, J. (eds.) (1994). Выготский Читатель. Оксфорд: Блэквелл.
  • Ясницкий А., Ван дер Веер Р., Агилар Э. и Гарсия Л.Н. (Ред.) (2016). Выготский вновь: критическая история его контекста и наследия. Буэнос-Айрес: Миньо и Давила Эдиторес.

Диалог писателя Льва Данилкина и историка Алексея Юдина «Революция, политика, искусство». (September 2020)

Источник: https://ru.yestherapyhelps.com/the-sociocultural-theory-of-lev-vygotsky-10453

Концепции Выготского: современная актуальность и актуальная современность

Социокультурная теория выготского

Прежде, чем перейти к концепциям и прочему научному наследию Льва Семеновича Выготского, стоит сказать несколько слов о нем самом.

Его биография не просто интересна, она дает ответ на вопрос, как в одном человеке могло совместиться столько талантов, и как ученому удалось добиться впечатляющих успехов в самых разных сферах науки.

Прожив всего 37 лет, Выготский оставил после себя огромное научное наследие: порядка трех сотен книг, лекций, статей, монографий по психологии развития, дефектологии, искусствоведению и другим сферам знаний.

Лев Выготский: биография

Лев Семенович Выготский родился в 1896 году в семье коммерсанта и учительницы, получил хорошее домашнее образование, позволившее ему сдать экзамены за 5 классов и поступить сразу в 6-й класс гимназии.

В студенческие годы он успел поучиться на медицинском и юридическом факультете Московского университета, и, в конце концов, сделал выбор в пользу историко-философского факультета университета Шанявского.

Его научные интересы были чрезвычайно многогранны, а опыт преподавательской работы весьма разнообразен. В разное время он читал лекции в профтехшколах, педагогическом техникуме, на курсах переподготовки воспитателей дошкольных учреждений и даже в консерватории.

[attention type=yellow]

Пик научной активности Льва Выготского пришелся на 20-е и начало 30-х годов ХХ столетия, однако многие его изыскания актуальны до сих пор.

[/attention]

Его работы выдержали множество переизданий, и издаются по сей день.

В целом научное наследие Выготского можно сгруппировать по трём основным направлениям, в которых он добился наиболее впечатляющих результатов, актуальных и востребованных до настоящего времени.

Основные концепции Выготского:

  1. Культурно-историческая концепция и учение о высших психологических процессах.
  2. Эстетическая искусствоведческая концепция.
  3. Педагогическая концепция.

Интересно, что еще в юности Выготский изменил одну букву своей фамилии, чтобы, выражаясь современным языком маркетинга, «отстроиться» от биографии и успехов своего двоюродного брата Давида Выгодского.

Как показало время, ему это удалось в полной мере. После его смерти популярность работ ученого стала настолько велика, что многие современники называли это явление не иначе, как «культ Выготского».

Культурно-историческая концепция и учение о высших психологических процессах

Суть культурно-исторической концепции Выготского заключается в том, что ученый считает необходимым принципиально различать низшие и высшие психологические функции, непосредственно влияющие на поведение человека. Выготский подчеркивал, что, цитируем, «сознание определяет жизнь, но оно само возникает из жизни».

Ученый выделял два плана поведения человека: так называемый «натуральный» или «природный», предопределенный биологической составляющей и не регулируемый волей человека, и так называемый «культурный», «общественно-исторический», полностью контролируемый человеком. Все аспекты поведения, которые человек в состоянии регулировать, Выготский относил к высшим психологическим процессам, а те, на которые личность не может влиять сознательно, соответственно, к низшим психологическим функциям.

По ситуации на 20-30-е годы прошлого столетия такой подход был настоящим прорывом, так как большинство ученых либо идеализировали психологические функции как таковые, считая их полностью осознанными, либо сводили их к цепочке биологических и физиологических реакций. Более того, Выготский был, пожалуй, первым, кто взялся описать и систематизировать разные стороны однотипных психологических реакций.

Так, в рамках культурно-исторической концепции стоит выделить теорию внимания Выготского.

Согласно его теории, внимание может быть как непроизвольным, то есть низшей психической функцией, так и осознанным, то есть относиться к высшим психологическим функциям.

Непроизвольное внимание превалирует в самые первые годы жизни ребенка. Соответственно, произвольное, то есть осознанное внимание, это уже характеристика более зрелой личности.

Таким образом, Выготский выводит следующие признаки психологических функций, по которым их можно отнести к высшим: социальность, произвольность, опосредованность, системность. Такая классификация, если даже не является безупречной и единственно верной, однако заметно упрощает анализ и систематизацию многих наблюдаемых явлений.

Эстетическая искусствоведческая концепция

Методология эстетической концепции Выготского во многом сходна с уже рассмотренной культурно-исторической концепцией. Ученый акцентировал внимание на двух тесно взаимосвязанных составляющих искусства. С одной стороны, искусство влияет на жизнь и восприятие жизни, с другой, оно само во многом предопределено жизнью и восприятием жизни.

Чтобы разобраться и понять сущность того или иного произведения искусства, Выготский предлагал разбирать его структуру. В произведении следовало выделять два ключевых элемента: форму и материал.

Материалом, согласно концепции Выготского, нужно считать то, из чего состоит произведение: буквы и слова, если это литературное произведение, слова и звуки, если это театральная постановка.

[attention type=red]

В свою очередь, под формой подразумевается та или иная конфигурация материала: поэзия, проза и так далее.

[/attention]

Далее с целью большей наглядности своих выводов Выготский предлагал рассматривать произведение искусства как некий антропоморфный субъект, имеющий свою анатомию и физиологию.

Структура – это анатомия, а взаимодействие структурных элементов – это физиология.

Применительно к литературному произведению это означает, что сначала нужно разделить сюжет и фабулу (форму и материал), а потому изучить их взаимодействие.

По Выготскому, секрет успешного литературного произведения заключается в конфликте сюжета и фабулы, причем форма должна одержать верх над материалом. Это был принципиально новый взгляд на искусство, так как до Выготского считалось, что сюжет и фабула должны гармонично кооперироваться.

Тем не менее, Выготский увидел эту проблему совсем иначе. Тут будет уместным заметить, что Выготский был не только великим ученым, но и заядлым театралом: посещал все премьеры в московских театрах, когда учился и работал в Москве, и в других городах, куда его забрасывала судьба ученого.

По свидетельству современников, он был лично знаком с Мейерхольдом, Станиславским, Эйзенштейном, Айхенвальдом, Мандельштамом.

[attention type=green]

Свои первые театральные рецензии он начал писать еще в студенческие годы, а в качестве дипломной работы представил двухсотстраничный труд, посвященный пьесе Шекспира «Гамлет».

[/attention]

Ключевой работой, наиболее полно раскрывающей суть эстетической концепции, считается работа Льва Выготского «Психология искусства», которая была представлена и защищена в качестве диссертационной в 1925 году.

Педагогическая концепция

И, пожалуй, наиболее значимое научное наследие, оставленное Выготским, это его работы в области детской психологии. Можно даже сказать, что сам факт выделения детской психологии в отдельную науку во многом является личной заслугой Льва Выготского.

Так, он исследовал взаимосвязи между обучением и развитием, мышлением и речью, творчеством и воображением, социальной средой и задержками умственного развития. Он вывел основные принципы воспитания глухонемых и незрячих детей, детей с признаками умственной отсталости, а также предложил свою классификацию в дефектологии.

Основные дефекты развития (по Выготскому):

  1. Дефекты воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота).
  2. Дефекты частей ответного аппарата, отсутствие рабочих органов (калеки).
  3. Дефекты центральной нервной системы (слабоумие).

Значение предложенной Выготским классификации чрезвычайно велико, так как от типа дефекта напрямую зависит тип компенсации и развитие компенсаторного механизма у детей в будущем.

Все эти нюансы тщательно рассмотрены в работах Выготского и оформлены в виде конкретных рекомендаций и педагогических приемов по работе с детьми, имеющими дефекты развития.

Заметим, что наличие прикладных и методических материалов повышает ценность инноваций в образовании.

Эти рекомендации находят применение в специализированных учебных заведениях и интернатах, а также обретают особую актуальность в связи с развитием инклюзивного обучения, то есть совместного обучения детей с обычными и особыми образовательными потребностями в обычных общеобразовательных школах. Также работы Выготского полезны родителям, желающим разобраться в педагогических и психологических проблемах воспитания детей.

Интересно, что, исследуя развитие как нормотипичных детей, так и детей с дефектами развития, Выготский нашел общие закономерности в работе с обеими категориями. Как оказалось, обучение и развитие нормотипичных и имеющих отклонения детей подчиняются общим принципам.

Основные принципы обучения и развития:

  1. Обучение не тождественно развитию.
  2. Обучение должно опережать развитие.
  3. Обучение должно проходить в «зоне ближайшего развития».

Таким образом, Выготский ввел в детскую психологию понятие «Зона ближайшего развития». В двух словах, это то, что ребенок уже в состоянии осознать и понять, но еще не может сделать полностью самостоятельно и нуждается в помощи взрослого.

Например, ребенок понимает необходимость завязывать шнурки на ботинках, но не может завязать их сам, ребенок знает цифры, но пока не умеет их складывать и вычитать.

Если в этот момент взрослые придут на помощь и покажут, как завязывать шнурки, расскажут, что такое сложение и вычитание, то очень скоро ребенок сможет справляться с этими задачами самостоятельно.

[attention type=yellow]

Показательно, что принцип обучения в «зоне ближайшего развития» следует применять и к детям с дефектами развития.

[/attention]

В противном случае, если обучение будет потакать текущему уровню и физическому состоянию ребенка, то он рискует остаться на том же уровне, либо развиваться очень медленными темпами.

Вот таковы основные концепции Выготского, сохранившие актуальность по ситуации на сегодняшний день. Заметим, что это далеко не полный перечень направлений, в которых Лев Выготский проводил научные исследования.

Тем, кто хотел бы дать своим детям больше и воспитать их гармонично развитыми личностями, были бы интересны работы ученого, посвященные сенситивным периодам развития, то есть периодам максимальных возможностей для наиболее эффективного формирования какого-либо знания, навыка, чувственного восприятия. Зная особенности разных сенситивных периодов, можно выбрать оптимальное время для начала обучения детей музыке, рисованию, математике.

Тем, кого пугает привычка ребенка разговаривать с самим собой, стоит прочитать книгу Выготского «Мышление и речь», чтобы понять, насколько этот этап необходим для формирования внутренней, а затем и грамотной письменной речи. Поэтому читайте, узнавайте больше и обязательно применяйте полученные знания на практике!

Источник: https://4brain.ru/blog/koncepcii-vygotskogo/

Сам себе врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: