Сознание физиология

Сознание

Сознание физиология

/ / Учебники / Общая психология / Сознание

 КЛИКНИТЕ ПО КАРТИНКЕ И УЗНАЙТЕ, КАК  МОЖНО ДОБАВИТЬ ЗДОРОВЬЯ И УДЛИНИТЬ ЖИЗНЬ

Глава 18. Сознание.

18.1 Основные характеристики сознания

18.1.1 Структура сознания человека

Сознание человека – это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

[attention type=yellow]

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение “Я” и “не Я”). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

[/attention]

3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Эти функции сознания можно схематично показать на схеме в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (Рис. 18.1):

 

Помимо изложенной выше, можно рассмотреть и иные варианты структуры сознания человека.

Например, в основу структуризации сознания можно положить масштаб сознания (индивидуальное и общественное сознание); компоненты сознания (познание, переживание, отношение); типы психических явлений (сознательные процессы, состояния и свойства); его свойства (константность, целостность, активность) и т. д. Однако, с нашей точки зрения, рассмотренная выше модель структуры сознания является наиболее удобной как в теоретическом, так и практическом аспектах.

[attention type=red]

Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания (Рис. 18.2)

[/attention]  

Можно выделить различные формы общественного сознания, главные из которых показаны на Рис.18.3.

С точки зрения материалистической науки, между сознанием человека и окружающим материальным миром существуют четыре вида взаимодействий (Рис. 18.4).

Первый и второй тип взаимодействия диалектически связаны: первично сознание рождается из материального мира и определяется им, но затем, по мере своего созревания, оно начинает активно влиять на этот мир, преобразуя его по собственному плану.

Третий и четвертые типы взаимодействия сами по себе не материальны, а относятся к информационному типу. При этом третий тип взаимодействия только кажется пассивным. На самом деле это активное отражение, включающее в себя элементы осмысления, оценки и преобразования.

Самый сложный и позже всех развивающийся – четвертый тип взаимодействия, который знаменует собой высшую стадию развития сознания – самосознание.

 В государственном образовательном стандарте наряду с функциями сознания в качестве дидактической единицы дается такое понятие как «эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая)». С точки зрения автора данного учебного пособия, эти понятия представляются весьма дискуссионными и относящимися скорее к компетенции философии, нежели психологии – науки, тяготеющей к опытному знанию.

Эти характеристики опираются на весьма теоретические работы В.А. Ганзена, которые он почему-то называл «эмпирическими характеристиками».  В.А. Ганзен использует понятие «общенаучного пентобазиса», и из него выводит характеристики сознания. Пентобазисом называется конструкция из 5 элементов: энергия, информация, время и пространство, над которым возвышается некий «субстрат».

                               Энергия               Информация

                                             Субстрат

                               Время                  Пространство

В соответствии с этими ячейками Ганзен описывает психику, создавая свою конструкцию:  

                                   Воля                   Мышление

                                              Сознание

                                   Аффект              Перцепция

Согласно взглядам А.В. Ганзена,

сознание + внимание + память – функция интеграции;

перцепция + ощущение + восприятие – функция реактивного отражения;

мышление + представление + речь – функция активного отражения;

аффект + эмоция + чувство – функция реактивного регулирования;

воля + мотив + действие – функция активного регулирования

Так как автор данного пособия (ЮВЩ) не считает подход Ганзена единственно верным, то предлагает более понятные  и приближенные к практике «эмпирические» характеристики”,необходимые по  Госстандарту (Рис. 18.6).

Источник: http://www.no-stress.ru/Uchebniki/general-psych/soznanie.html

Соотношение сознания и подсознания

Раздражитель, воздействуя на рецепторы, приводит к появле­нию афферентных сигналов, которые формируют в проекцион­ных областях коры электрические ответы, которые можно заре­гистрировать и у спящего организма. Следовательно, его распро­странение осуществляется без участия сознания.

После оценки мозгом поступившей информации ответная реакция может про­текать по-разному. Если поступивший сигнал не несет какой-ли­бо существенной информации, то подсознание тормозит ответные реакции. В таком случае сигнал вызывает лишь первичный биоэлектрический ответ и вторичную биоэлектрическую актив­ность.

Если при первичной оценке сигнала (протекающей на уровне подсознания) обнаружено, что он по своему характеру требует стандартного ответа, то возникает автоматизированная ответная реакция. Такой ответ организма не требует подключе­ния сознания и осуществляется на уровне подсознания.

[attention type=green]

Если по­ступившая информация является важной и для ответной реакции требуется включения всей ЦНС, то еще на уровне подсознания в коре большого мозга формируется команда, вызывающая через ретикулярную формацию общую активацию мозга. Возникает десинхронизация ЭЭГ.

[/attention]

В этом случае сигнал осознается, и ответная реакция на него протекает уже с участием сознания. Если в реак­цию вовлекается относительно небольшое количество нейронов коры и подкорки, то такие реакции протекают как подсознатель­ные.

Если в ответную реакцию вовлекается вся гигантская систе­ма нейронных ансамблей коры и подкорки, то она осуществляет­ся с участием сознания. Подсознание оценивает любой, приходя­щий в мозг, сигнал не только во сне, но и при бодрствовании, яв­ляясь своеобразным первичным фильтром для всей поступающей в мозг информации. Вся ВНД человека постоянно протекает на двух уровнях —подсознания и сознания.

Сознание может отключаться от окружающей обстановки, оперировать абстрактными категориями, но связь организма и среды продолжает осуществляться на уровне подсознания. На уровне подсознания протекает и условно-рефлекторная регуля­ция внутренних органов здорового человека.

Физиология сна

Сон —физиологическое состояние, которое характеризуется потерей активных психических связей субъекта с окружающим его миром. Сон является жизненно необходимым для высших жи­вотных и человека.

Длительное время считали, что сон представ­ляет собой отдых, необходимый для восстановления энергии кле­ток мозга после активного бодрствования. Однако оказалось, что активность мозга во время сна часто выше, чем во время бодрст­вования.

Было установлено, что активность нейронов ряда струк­тур мозга во время сна существенно возрастает, т.е. сон —это ак­тивный физиологический процесс.

Рефлекторные реакции во время сна снижены. Спящий чело­век не реагирует на многие внешние воздействия, если они не имеют чрезмерной силы. Сон характеризуется фазовыми изме­нениями ВНД, которые особенно отчетливо проявляются при пе­реходе от бодрствования ко сну (уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная и наркотическая фазы).

В наркотическую фазу животные перестают отвечать условно-рефлекторной реак­цией на любые условные раздражители. Сон сопровождается ря­дом характерных изменений вегетативных показателей и биоэле­ктрической активности мозга. Для состояния бодрствования ха­рактерной является низкоамплитудная высокочастотная ЭЭГ ак­тивность (бета-ритм).

При закрывании глаз эта активность сменя­ется альфа-ритмом, происходит засыпание человека. В этот пери­од пробуждение происходит достаточно легко. Через некоторое время начинают возникать «веретена». Примерно через 30мин стадия «веретен» сменяется стадией высокоамплитудных медлен­ных тета-волн.

Пробуждение в эту стадию затруднено, она сопро­вождается рядом изменений вегетативных показателей: умень­шается частота сердечных сокращений, снижается кровяное дав­ление, температура тела и др. Стадия тета-волн сменяется стади­ей высокоамплитудных сверхмедленных дельта-волн. Дельта-сон —это период глубокого сна.

Частота сердечных сокращений, артериальное давление, температура тела в эту фазу достигают минимальных значений. Медленноволновая стадия сна длится1—1,5часа и сменяется появлением на ЭЭГ низкоамплитудной высокочастотной активности, характерной для состояния бодрст­вования (бета-ритм), которая получила название парадоксально­го, или быстроволнового, сна.

Таким образом, весь период сна де­лится на два состояния, которые сменяют друг Друга 6—7раз в те­чение ночи: медленноволновой (ортодоксальный) сон и быстро-волновой (парадоксальный) сон. Если разбудить человека в фазу парадоксального сна, то он сообщает о сновидениях. Человек, проснувшись в фазу медленного сна, обычно не помнит сновиде­ний.

Если человека во время сна избирательно лишать только па­радоксальной фазы сна, например, будить его, как только он пе­реходит в эту фазу, то это приводит к существенным нарушениям психической деятельности.

Теории сна.Гуморальная теория, в качестве причины сна рас­сматривает вещества, появляющиеся в крови при длительном бодрствовании.

[attention type=yellow]

Доказательством этой теории служит экспери­мент, при котором бодрствующей собаке переливали кровь жи­вотного, лишенного сна в течение суток. Животное-реципиент немедленно засыпало.

[/attention]

В настоящее время удалось идентифицировать некоторые гипногенные вещества, например пептид, вы­зывающий дельта-сон. Но гуморальные факторы не могут рассма­триваться как абсолютная причина возникновения сна.

Об этом свидетельствуют наблюдения за поведением двух пар неразде­лившихся близнецов. У них разделение нервной системы произо­шло полностью, а системы кровообращения имели множество анастомозов. Эти близнецы могли спать в разное время: одна де­вочка, например, могла спать, а другая бодрствовала.

Подкорковая и корковая теории сна.

При различных опухоле­вых или инфекционных поражениях подкорковых, особенно стволовых, образований мозга, у больных отмечаются различные нарушения сна —от бессонницы до длительного летаргического сна, что указывает на наличие подкорковых центров сна. При раз­дражении задних структур субталамуса и гипоталамуса живот­ные засыпали, а после прекращения раздражения они просыпа­лись, что указывает на наличие в этих структурах центров сна.

В лаборатории И.П.Павлова было установлено, что при дли­тельной выработке тонкого дифференцировочного торможения животные часто засыпали. Поэтому ученый рассматривал сон как следствие процессов внутреннего торможения, как углубленное, разлитое, распространившееся на оба полушария и ближайшую подкорку торможение (корковая теория сна).

Однако ряд фактов не могли объяснить ни корковая, ни под­корковая теории сна. Наблюдения за больными, у которых отсут­ствовали почти все виды чувствительности, показали, что такие больные впадают в состояние сна как только прерывается поток информации от действующих органов чувств.

Например, у одно­го больного из всех органов чувств был сохранен только один глаз, закрытие которого погружало больного в состояние сна. Многие вопросы организации процессов сна получили объясне­ние с открытием восходящих активирующих влияний ретикуляр­ной формации ствола мозга на кору больших полушарий.

Экспе­риментально было доказано, что сон возникает во всех случаях устранения восходящих активирующих влияний ретикулярной формации на кору мозга. Были установлены нисходящие влияния коры мозга на подкорковые образования.

В бодрствующем состо­янии при наличии восходящих активирующих влияний ретику­лярной формации на кору мозга нейроны лобной коры тормозят активность нейронов центра сна заднего гипоталамуса. В состоя­нии сна, когда снижаются восходящие активирующие влияния ретикулярной формации на кору мозга, тормозные влияния лоб­ной коры на гипоталамические центры сна снижаются.

Между лимбико-гипоталамическими и ретикулярными структурами мозга имеются реципрокные отношения. При воз­буждении лимбико-гипоталамических структур мозга наблюдает­ся торможение структур ретикулярной формации ствола мозга и наоборот.

При бодрствовании за счет потоков афферентации от органов чувств активируются структуры ретикулярной форма­ции, которые оказывают восходящее активирующее влияние на кору больших полушарий.

При этом нейроны лобных отделов ко­ры оказывают нисходящие тормозные влияния на центры сна заднего гипоталамуса, что устраняет блокирующие влияния гипоталамических центров сна на ретикулярную формацию среднего мозга. При уменьшении потока сенсорной информации снижа­ются восходящие активирующие влияния ретикулярной форма­ции на кору мозга.

[attention type=red]

В результате чего устраняются тормозные вли­яния лобной коры на нейроны центра сна заднего гипоталамуса, которые начинают еще активнее тормозить ретикулярную фор­мацию ствола мозга. В условиях блокады всех восходящих акти­вирующих влияний подкорковых образований на кору мозга на­блюдается медленноволновая стадия сна.

[/attention]

Гипоталамические центры за счет связей с лимбическими структурами мозга могут оказывать восходящие активирующие влияния на кору мозга при отсутствии влияний ретикулярной формации ствола мозга. Эти механизмы составляют корково-подкорковую теорию сна (П.К.Анохин), которая позволила объяс­нить все виды сна и его расстройства.

Она исходит из того, что со­стояние сна связано с важнейшим механизмом —снижением восходящих активирующих влияний ретикулярной формации на кору мозга.

Сон бескорковых животных и новорожденных детей объясняется слабой выраженностью нисходящих влияний лоб­ной коры на гипоталамические центры сна, которые при этих ус­ловиях находятся в активном состоянии и оказывают тормозное действие на нейроны ретикулярной формации ствола мозга.

Сон новорожденного периодически прерывается только возбуждени­ем центра голода, расположенного в латеральных ядрах гипотала­муса, который тормозит активность центра сна. При этом созда­ются условия для поступления восходящих активирующих влия­ний ретикулярной формации в кору. Эта теория объясняет мно­гие расстройства сна.

Бессонница, например, часто возникает как следствие перевозбуждения коры под влиянием курения, напря­женной творческой работы перед сном. При этом усиливаются нисходящие тормозные влияния нейронов лобной коры на гипо­таламические центры сна и подавляется механизм их блокирую­щего действия на ретикулярную формацию ствола мозга.

Дли­тельный сон может наблюдаться при раздражении центров зад­него гипоталамуса сосудистым или опухолевым патологическим процессом. Возбужденные клетки центра сна непрерывно оказы­вают блокирующее влияние на нейроны ретикулярной формации ствола мозга.

Иногда во время сна наблюдается так называемое частичное бодрствование, которое объясняется наличием определенных каналов реверберации возбуждений между подкорковыми структу­рами и корой больших полушарий во время сна на фоне сниже­ния восходящих активирующих влияний ретикулярной форма­ции на кору мозга.

[attention type=green]

Например, кормящая мать может крепко спать и не реагировать на сильные звуки, но она быстро просыпается даже при небольшом шевелении ребенка.

[/attention]

В случае патологичес­ких изменений в том или ином органе усиленная импульсация от него может определять характер сновидений и быть своего рода предвестником заболевания, субъективные признаки которого еще не воспринимаются в состоянии бодрствования.

Фармакологический сон неадекватен по своим механизмам естественному сну. Снотворные препараты ограничивают актив­ность разных структур мозга —ретикулярной формации, гипота-ламической области, коры головного мозга. Это приводит к нару­шению естественных механизмов формирования стадий сна, на­рушению процесса консолидации памяти, переработки и усвое­ния информации.

Источник: https://studfile.net/preview/3549694/page:11/

Про мозг, сознание, подсознание, привычки и про ОСОЗНАННОСТЬ

Сознание физиология

Предлагаю начать разбираться по порядку.

Что такое Мозг?

Мозг — это своего рода компьютер, который постоянно анализирует огромный поток входящей информации. Кроме того мозг является хранилищем информации, своего рода базой данных.

Твой мозг, в первую очередь, заботиться о сохранении твоей жизни и потому занимается обеспечением жизнедеятельности твоего организма.

Анализируя варианты развития событий, твой мозг будет склоняться в выборе к наиболее безопасному способу реагирования на ситуацию. Это основная его работа, это можно сказать, основной инстинкт.

Мозг так устроен, что всячески стремится оградить нас от риска, потому как для него, это не безопасно.

Мозг делает свою работу универсально, и зачастую даже незаметно. В каждый момент времени на тебя обрушивается огромный поток информации, который благодаря мозгу ты даже не замечаешь. Всё потому что привычную информацию мозг обрабатывает в фоновом режиме, не акцентируя на этом основное внимание. Например, обычно ты не контролируешь своё дыхание, моргание глаз и тому подобное.

Мозг распределяет приоритеты и действует исходя из этого. К примеру, когда возникает какая-либо опасность для жизни, мозг всё своё внимание переключает на решение этой проблемы, а все остальные дела и проблемы уходят на задний план.

Сознание и подсознание.

Сознание и подсознание — это две части одного целого, имя которому Разум. Местоположение разума в головном мозге. Не смотря на все многочисленные достижения и открытия человечества, мозг и разум изучены к настоящему моменту плохо, хотя то, что уже известно многое объясняет.

Учёные объясняют деятельность мозга наличием в нём нейронов и связей между ними. Кроме того, уже доказано, что мозг можно тренировать как и мышцы, что даёт само по себе огромные возможности для человека.

Мозг, как физиологический орган, учёными был рассмотрен подробно, но это не значительно помогло продвинуться в том, что же такое разум и как он работает.

Если по-простому, разум представляет собой совокупность двух взаимосвязанных систем: сознания и подсознания.

Эти две системы работают в паре, но всегда одна из них берет на себя контроль и управление, а вторая остается на заднем плане.

Чаще всего управление на себя берёт сознание, а подсознание находится в своего рода фоновом режиме. По крайней мере, мы думаем, что именно так и происходит. Но так ли это на самом деле.

Для того, чтобы разобраться в этом, следует глубже разобраться в том, что из себя представляют сознание и подсознание и как они взаимодействуют между собой.

Сознание.

Если упрощенно, сознание — это совокупность знаний. Только знания здесь стоит рассматривать, как вся полученная информация с момента рождения.

Сознание отдельного человека, конечно, зависит от обобщенного сознания человечества. Но при этом, сознание человека может влиять на сознание других людей, а значит и на сознание человечества в целом. В этом и заключается эволюция сознания человечества.

Но вернемся к теме сознания отдельного человека. Именно сознание формирует картину мира человека.

Твоё сознание, твоя совокупность знаний определяет, как ты будешь жить, что делать, а кроме того, какие знания получать в дальнейшем.

[attention type=yellow]

На базе имеющегося уровня знаний формируются различные убеждения, стереотипы, формы общения, привычки и восприятие себя самого.

[/attention]

Получается, что сознание определяет не только картину мира, но и самовосприятие или внутреннюю картину. Это обычно называют самоосознанием.

Сравнивая себя с другими, человек может определить, что он лучше или хуже кого-то, но всё это на самом деле решается на уровне сознания. Здесь проявляет себя одно всем известное качество сознания, имя которому Эго. Оно защищает сознание, и делает это порой агрессивно.

В целом, именно из-за этого, Эго мешает человеку, так как мешает поступлению новой информации, а значит и блокирует развитие.

В какой-то момент сознание может начать считать себя самодостаточным набором знаний, а потому может перестать интересоваться новой информацией, касающихся отдельных тем или областей науки. К тому же, новые знания могут противоречить текущим убеждениям, и как следствие просто отсеиваются, как не подходящие.

Включается что-то вроде фильтра. Сознание пропускает через фильтр только ту информацию, которая для него безопасна.

Подсознание.

Подсознание — часть разума, которая находиться как бы на заднем плане, за сознанием (под сознанием). Сознание и подсознание находятся в постоянной взаимосвязи.

Подсознание отвечает за память и за действия, выполняемые в автоматическом режиме. Все привычки человека хранятся в подсознании.

Подсознание находится в фоновом режиме только в то время, когда управление на себя берет сознание. Если выполняется какое-то привычное действие, то управление на себя берет подсознание. Это удобно, но в этом есть и минусы.

Когда подсознание управляет человеком, можно сказать, что он превращается в робота. Сознание в этот момент, будто отключается. Если происходит череда привычных действий, то человек выполняет их на автомате, пока что-либо не заставит сознание вновь включиться.

Частое или постоянное включение подсознания — причина рассеянности. Наверняка, ты встречал людей, которые говорили, что не помнят закрыли ли они входную дверь, когда выходили из дома. А может и ты сам сталкивался с этим.

Вот чем плохо управление, контролируемое подсознанием. В этот момент, сознание очень поверхностно анализирует входящую информацию. Сознание направляет своё внимание внутрь и производит анализ информации лежащий в памяти. То же самое, кстати, происходит во сне.

Принцип работы мозга и как образуются привычки.

Чаще всего мозг старается использовать проверенные действия, подтвержденные опытом, взятые как раз на основе существующей у него базы данных. Делать какие-либо новые действия для мозга— это риск, это не безопасно, потому что не известно.

Когда ты делаешь что-то впервые, в мозге образуется новая нейронная связь. Повторяя это действие снова и снова, нейронная связь становится крепче с каждым разом. Постоянное повторение действия ведет к постоянному укреплению нейронной связи.

По своей сути, нейронная связь — это определенный алгоритм действий. А многократные повторы превращают алгоритм действий в привычку.

[attention type=red]

Но привычки не вечны. Если нейронная связь не будет задействована на протяжении длительного времени, она атрофируется. В итоге, привычки можно аннулировать, как говориться избавится от них. Можно проявить силу воли и не повторять привычку.

[/attention]

С точки зрения психологии, гораздо проще и легче производить замену старой привычки на новую. Замена привычных действий новыми действиями, не только аннулирует старую нейронную связь, но и образует новую. В этот момент формируется новый алгоритм действий.

Про осознанность.

В теории всё просто. На деле же многим из нас кажется, что избавится от своих привычек бывает невероятно сложно.

Однако теперь ты знаешь, что привычки проявляются только тогда, когда управление на себя берет подсознание. Чтобы этого избежать следует постоянно включать сознание, постоянно отслеживать свои действия, эмоции и даже мысли.

Сейчас всюду можно услышать про «повышение осознанности», чем собственно и является постоянное включение сознания.

Вся идея осознанности без всякой эзотерики и мистики сводится к одному простому процессу — работа сознания на полную мощность.

Для этого необходимо полностью направлять своё внимание на текущий момент. Нужно “погружаться с головой” в абсолютно каждый процесс, будь то приём пищи, прогулка, чтение и любая другая деятельность (фразой «здесь и сейчас» в наше время тоже никого не удивишь).

С технической точки зрения, всё что нужно — это умение управлять своим вниманием, а так же способность к концентрации. Эти навыки нужно совершенствовать, если ты хочешь управлять собой, своим телом и своей жизнью.

К слову говоря, различные формы медитации как раз могут повысить навыки и умения концентрации и контроля своего внимания.

Как видишь, всё предельно просто и логично, но чтобы это реализовать необходимы твои действия. Я бы даже сказал, что вначале тебе придется прямо-таки “попотеть”. Потому как поначалу, тебя будет тянуть сделать что-либо на автомате. То и дело контроль будет ускользать от тебя, а твоё внимание будет переключаться. Но при должном упорстве, навык разовьётся.

Желаю тебе успехов и всех благ!

Ставь лайк и подписывайся на мой канал!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5be2da7eea151700a97fbe76/pro-mozg-soznanie-podsoznanie-privychki-i-pro-osoznannost-5bf7b2099cce7200aed03d26

Сознание и мышление. Нейрофизиологические коррелянты сознания мыслительной деятельности человека., Физиология – Реферат

Сознание физиология

Введение 3

Структуры мозга, отвечающие за сознание и мышление 4

Сознание, нейрофизиологические корреляты сознания 5

Мышление, нейрофизиологические коррелянты мыслительной деятельности человека 7

Исследование высших психических функций головного мозга 9

Вывод – 15

Список литературы: 16

Выдержка из текста

Актуальность темы заключается в том, что сознание, мышление – это процессы высшей нервной деятельности человека, оказывающие влияние на поведение человека.

Цель – рассмотреть понятия сознание и мышление, изучить нейрофизиологические коррелянты сознания и мышления, выяснить взаимосвязь с деятельностью центральной нервной системы человека. Выявить анатомические структуры, отвечающие за функционирование сознание и мышления.

Определить проблемы в исследовании сознания и мышления, рассмотреть различные методики исследования данных функций.

В своем исследование я хотела подтвердить, что мышление не страдает от дефекта зрения, если нет органических поражений. Но существует задержка развития, которая с возрастом, с обогащением личностного опыта приходит в норму.

Отсюда выбор данной возрастной группы – дети младшего школьного возраста и среднего школьного возраста.

Выбор сделан из расчета на то, что можно было бы видеть как возрастные показатели меняют уровень мышления слабовидящих при решении арифметических задач и их практического выполнения.

[attention type=green]

Специфические особенности высшей нервной деятельности человека представлены второй сигнальной системой, которая возникла в результате развития речи как средства общения между людьми в процессе труда. «Слово сделало нас людьми», — писал И. П. Павлов. Развитие речи привело к появлению языка как новой системы отображения мира.

[/attention]

Благодаря их исследованиям было установлено, что часть старшеклассников не может самостоятельно овладеть приемами мыслительной деятельности. Поэтому нужно специально формировать у школьников такие приемы.

Обучение школьников отдельным приемам мышления, предоставления им основ из рациональных способов обучения, конечно, значительно помогает усвоению знаний. Однако сформированность отдельных, даже очень важных приемов не может решить проблему «научит учеников учиться».

Для продуктивного овладения знаниями ученикам нужна синергетическая система приемов мыслительной деятельности.

С одной стороны, и речь и мышление представляют собой порождение мозга человека как homo sapiens, с иной стороны, речь и мышление прибывают общественными продуктами, поскольку сам человек является общественным явлением. изобразить устройства речемыслительной деятельности.

Именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека.Воображению принадлежит огромная роль: в повседневной жизни (помогает предвидению последствий и принятию решений); в обучении (дает представить то, что человек никогда не видел); в творчестве (способствует порождению нового).

С точки зрения философии воображение рассматривается, как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.

Список литературы:

1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека – 2-е изд. – М.: РУДН, 2001. — 408с.

2. Гайворонский И. В., Ничипорук Г. И., Гайворонский А. И., Анатомия и физиология человека, М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 496 с.

3. Данилова Н.Н, Крылова А.Л Физиология высшей нервной деятельности – Ростов нД.: “Феникс”, 2005 – 478с.

4. Макаров В.А., Физиология: основные законы, формулы, уравнения,— М. : Гэотар-Медицина, 2001. — 106 с.

[attention type=yellow]

5. Смирнов В.М., Будылина С.М., Физиология сенсорных систем и ВНД. М. Академия. – 2003.

[/attention]

6. Смирнова В.М., Физиология человека, М.Медицина. – 2002.

7. Покровского В.М., Коротько Г.Ф., Физиология человека, М.Медицина. – 2003.

8. Агаджанян Н.А., Телль Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А.. Физиология человека. – М.: Медкнига, Н.Новгород.: НГМА, 2005.

9. Россолимо Т. Е., Москвина-Тарханова И. А., Рыбалов Л. Б,Физиология высшей нервной деятельности, Воронеж : МПСИ: МОДЭК, 2007. — 336 с.

10. Алейникова Т. В., Думбай В. Н., Кураев Г. А. и др. Физиология центральной нервной системы, -2000.

11. Хакен Г., Принципы работы головного мозга. Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности, — ПЕР СЭ, 2001 г.

12. Дубровский Д.И., Проблема «Сознание и мозг»: информационный подход, 2013.

список литературы

Источник: https://referatbooks.ru/referat/soznanie-i-myishlenie-neyrofiziologicheskie-korrelyantyi-soznaniya-myislitelnoy-deyatelnosti-cheloveka/

Сам себе врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: