Становление гигиены как науки в россии

Становление гигиены в России

Становление гигиены как науки в россии

     Наряду с Германией Россия явилась одной из первых стран, где были созданы самостоятельные гигиенические кафедры, предусмотренные университетским уставом 1864 г. В 1865 г. Петербургская медико-хирургическая академия и медицинские факультеты Киевского и Казанского университетов вынесли решение об организации кафедр гигиены.

     Внимание большинства западноевропейских гигиенистов было направлено на то, чтобы проследить влияние на здоровье человека внешних естественных факторов, причем мало учитывались социальные условия как этиологический момент санитарных вредностей. В большинстве гигиенических исследований не затрагивались социально-экономические факторы. Такое направление узкого техницизма в гигиене было поддержано буржуазной наукой и часто не учитывало роли социальных факторов.

     Новый этап в развитии гигиены начался с развитием микробиологии в последней четверти XIX века. С открытием патогенной роли микробов получили научное обоснование многие гигиенические мероприятия.

Установление болезненной роли микробов и развитие микробиологии подкрепляло эти воззрения. Для Коха и его последователей это было очень характерно.

Применение микробиологии буржуазными гигиенистами усилило биологическое направление в гигиене и ее оторванность от социальных условий.

     В капиталистических странах гигиена ограничивается разработкой альтернативных мер. Социальная гигиена в капиталистических странах ограничилась анализом мероприятий, исходящих из необходимости сохранения капиталистического строя без коренных его изменений.

Развитие гигиены в России

     Во второй половине XIX века в России одновременно с Германией получила развитие гигиена.

Условия, способствовавшие этому, были в основном те же, что и в других капиталистических странах: экономическое развитие страны, вступившей в средине XIX века в капиталистическую общественно-экономическую формацию, рост промышленности, увеличение населения в городах, успехи естествознания, применение которых позволило давать гигиеническим факторам точное выражение, исследовать их количественно и качественно методами естественных наук. Высокая заболеваемость заразными болезнями и смертность от них в России возбуждали вопрос об улучшении общественного быта в гигиеническом отношении и предупреждении этих болезней. Освободительные движения и революции придавали особую окраску развитию гигиены в России во второй половине XIX века и обусловили особые самобытные черты в деятельности большинства отечественных гигиенистов, резко отличавшие их от гигиенистов западноевропейских стран.

     Гигиена и изучение тех условий, которые необходимы для сохранения здоровья, приобретает в настоящее время преобладающее значение в глазах каждого человека. Русские гигиенисты, никогда не замыкались в узкие рамки лабораторной техники в отличие от ряда западноевропейских гигиенистов.

[attention type=yellow]

Большинство их было связано с широкими кругами лечащих врачей-клиницистов и с практическими санитарными работниками «а местах, в земствах и городах. В. В. Святловский в 1882 г.

[/attention]

писал: «Гигиена как наука должна перестать заниматься изображением какой-то идеальной, нормальной жизни, которая ни для кого и нигде не существует, а обязана посвятить себя исследованию тех санитарных условии быта, которые существуют в реальности.

     Алексей Петрович Доброславин (1842—1889) в 1865 г. выступал против воззрений: «Физиологии мы обязаны тем, что для нас не существует более жизненной силы, которой так недавно объяснялось все живое.

Понятие о жизненной силе уступило место убеждению в том, что все растительные жизненные процессы совершаются по общим для всей природы законам физики и химии». А. П. Доброславин правильно оценил положительные стороны экспериментальной гигиены, овладел новыми методиками гигиенических исследований и широко их применял.

Однако, исходя в основном из тех же естественнонаучных предпосылок, что и современные ему западноевропейские гигиенисты, из успехов физики, химии и физиологии, А. П. Доброславин ставил перед гигиеной в первую очередь широкие общественные задачи. Он писал: «Гигиена дает свои советы и предписания общине, целым группам народонаселения.

Таким образом, помощь, оказываемая гигиеной, имеет общественный характер. Нет возможности устранить болезнетворные влияния внешней среды, не действуя сразу на целое народонаселение».

     Он также организовывал и руководил исследованиями по многим разделам гигиены: питания, коммунальной, школьной, военной.

     Федор Федорович Эрисман (1842—1915) в своих работах он определил ближайшую цель гигиены: исследовать влияние на человека всевозможных явлений природы, действию которых он непрерывно подвергается, далее — влияние той искусственной обстановки, в которой он живет вследствие своего социального положения, и, наконец, найти средства для смягчения действия всех неблагоприятных для организма человека условий со стороны природы и общества. В своих исследованиях Ф. Ф. Эрисман и его помощники обследовали условия быта рабочих и их семей, состав рабочих, условия найма, продолжительность рабочего дня, заработную плату, условия жилища и питания. При определении состава фабричных рабочих особенно подробно выяснялся вопрос, связан ли фабричный рабочий с сельским хозяйством («связь с землей», как говорили в то время). Ф. Ф. Эрисман настаивал на тесной органической связи научной гигиены и практической санитарной деятельности. «Научный характер общественной гигиены нисколько не страдает от того, что она до некоторой степени привлекается и к практической деятельности, если только эта практика основывается не на произвольных действиях отдельных личностей, а на прочной научной и объективной почве».

[attention type=red]

     Практика санитарного дела подтвердила правильность точки зрения Ф. Ф. Эрисмана. И в настоящее время нередки попытки сведения гигиены к санитарно-гигиеническим мероприятиям.

[/attention]

Знание методов гигиенических исследований обязательно для врача, но и они должны «отталкиваться» от основного объекта изучения гигиены — живого человека, а не носить характера исследования мертвой, оторванной от человека внешней среды.

     Значение земской медицины в России для развития медицинской науки.

     Растущие потребности сельского населения в медицинской помощи даже в минимально мере не могли быть удовлетворены теми ее формами, которые существовали в доземский период в виде учреждений приказа общественного признания.

     Основные элементы земской медицины к концу XIX века состояли из следующих звеньев:

     1) сельская участковая больница,

     2) уездный и губернский санитарный врач (бюро),

     3) уездный и губернский санитарный совет,

     4) уездный и губернский съезд земских врачей.

     Земская медицина была самобытным, значительным общественным явлением отечественной культуры периода развития капитализма в России, единственным в истории примером организованной медицинской помощи сельскому населению в условиях капитализма. Русская земская медицина, имевшая ряд существенных недостатков, в целом представляла передовую форму организации медицинского дела в сельских местностях по сравнению с состоянием его в других странах.

     Гигиеническая комиссия Лиги наций в 1939 г.

после работы специальной комиссии предложила как рекомендуемую для устройства в различных странах систему организации медицинской помощи сельскому населению и в своих рекомендациях дословно повторила основные черты земской медицины. Лучшие гигиенисты всех стран капиталистического мира к 1938 г. не смогли для условий капитализма дать ничего лучшего, как рекомендовать основные положения земской медицины.

     Советская система медико-санитарного обслуживания сельского населения качественно отличается от земской медицины.

Советская система медико-санитарного обслуживания сельского населения, построенная после Великой Октябрьской социалистической революции на принципиально новых основах, критически восприняла и использовала участковый принцип земской медицины.

[attention type=green]

Кроме оказания непосредственной медицинской лечебной и санитарной помощи населению, передовые деятели земской медицины провели многочисленные исследования, дали санитарные описания местностей, изучали заболеваемость населения, обследовали и описали жизнь и труд крестьян, сельскохозяйственных батраков в южных губерниях, кустарей, рабочих на фабриках, расположенных в сельских местностях, обследовали школьников, распространяли гигиенические знания.

[/attention]

     В земской медицине получила яркое отражение передовая черта отечественной медицины — ее санитарно-гигиеническая, профилактическая направленность. Общественно-санитарное направление характеризовало деятельность лучших представителей земской медицины.

Земская медицина носила половинчатый, реформистский характер.

Находясь под значительным влиянием народнической идеологии, многие земские врачи не поняли необходимости сочетания задач борьбы за здоровы народа с общеполитическими задачами борьбы пролетариата за свержение самодержавия.

     В связи с ростом рабочего революционного движения в России  80—90-х годах в среде земских врачей произошла заметная дифференциация. Меньшинство примкнуло к пролетарскому движению, большинство врачей превратилось в культурников.

В проведении оздоровительных мероприятий они не опирались и в условиях царского режима не могли опираться на широкие массы трудящихся. Земскую медицину охарактеризовал Соловьев в 1914 г. в статье «Пятидесятилетие земской медицины».

Указав, что путь земской медицины был тяжелым, изобилующим трениями и препонами, представлял «вечную войну в совершенно мирном деле» где «всюду каждый шаг вперед оплачен ценой долгих усилий, похожих на какую-то осаду».

Заключение.

     Основоположниками гигиенической науки в Западной Европе были английский ученый Парке, издавший в 1857 г.

большое руководство по гигиене, основанное на результатах физико-химического и бактериологического исследования факторов внешней среды, а также немецкий гигиенист Петтенкофер, заслугой которого явилось проведение многолетних лабораторных и статистических исследований, способствовавших превращению гигиены в точную науку. Особо важное значение имели исследования Петтенкофера в области вентиляции и отопления жилищ.

     Весьма ценными оказались работы по физиологии и гигиене питания физиолога Фойта. Последователями Петтенкофера были Рубнер и Флюгге. Работы этих гигиенистов явились основой для разработки ряда гигиенических норм санитарной оценки воздуха, почвы, воды, жилища и одежды.

[attention type=yellow]

     Быстрый расцвет бактериологии во второй половине XIX века, непосредственно связанный с периодом выдающихся открытий Луи Пастера (18221895), дал возможность применить в гигиене новые методы исследования для решения вопросов оздоровления жилищ, населенных мест и предупреждения заболеваний, в связи с чем быстро развиваются новые отрасли гигиены эпидемиология и санитарная бактериология.

[/attention]

     Однако в своих исследованиях Петтенкофер и его последователи в Западной Европе не учитывали роли социальных факторов для гигиены, что повело к отрыву ее от жизни, приданию гигиеническим исследованиям узкотехнического направления.

Литература

     1. Алексеев С. В., Усенко В. Р. Гигиена труда. − М.: Медицина, 1988. − 576с. 

     2. Ассонов Н.Р. Микробиология. − М.: Агропромиздат, 1989. − 351с.

     3. Большая советская энциклопедия / Под ред. Б.А. Введенского − М.: Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1952. − Том 14. − С.610.

     4. Волков В.А., Куликова М.В. Российская профессура XVIII − начала XXв. Биологические и медико-биологические науки. Биографический словарь. СПБ.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института. − 2003.− 544с.

     5. Габович Р. Д. Гигиена. − М.: Медицина, 1990. − 415с.

     6. Гигиена: Учеб. для вузов / Под ред. Г.И. Румянцева.− М.: ГЭОТАР − Медицина, 2000.− 608с.

     7. Общая гигиена / Под редакцией Е.И. Гончарука. − Киев: Высшая школа, 1991. − 410с.

     8. Общая гигиена: Учеб. для студентов сан.-гигиен. фак. мед. ин-тов / Румянцев Г. И., Воронцов М. П., Гончарук Е. И. и др. − М.: Медицина, 1990. − 288с.

     9. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена. − М.: Медицина, 1985. − 432с.

     10. Сорокина Т.С. История медицины. − Т.2. − http://www.bibliotekar.ru/423/index.htm

[attention type=red]

     11. Физиология человека / Под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. − М.: Медицинская книга; Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2001.− 527с. 

[/attention]

Источник: https://www.freepapers.ru/91/stanovlenie-gigieny-v-rossii/110230.714032.list2.html

История развития гигиены как науки

Становление гигиены как науки в россии

Сегодня никто даже не задумывается, нужно ли вымыть руки, придя с улицы, никто не сомневается по поводу необходимости ежедневно мыться, убирать квартиру, устранять пыль и грязь. Однако так было не всегда.

Существовали временные периоды, когда люди совершенно не придавали таким вещам значения. Поэтому история развития гигиены как науки имеет длинные корни, уходящие в глубокое прошлое.

Ростки же ее и сегодня актуальны и распространены во всех странах, у всех народностей.

Гигиена как наука: предмет, цели и задачи

Что же собой представляет эта дисциплина и изучением чего она занимается? Попробуем разобраться.

Целью данной науки является разработка комплексных профилактических мер, способных обеспечить человеку нормальное существование в окружающей среде и избавляющих его от нежелательных недугов.

То есть предупреждение развития вредоносных бактерий, вирусов, грибков вокруг людей, обеспечение последних полной информацией о том, как сохранить в здоровом состоянии свое тело, жилище, оставить нетронутым здоровье.

Соответственно, предметом изучения науки является человек и окружающая среда, их взаимодействие между собой и взаимное влияние на состояние и здоровье друг друга.

Согласно поставленной цели, дисциплина направлена на решение следующих задач:

  1. Изучить влияние факторов биотической и абиотической среды, а также социальных факторов на здоровье и состояние человека, включая его психоэмоциональную сферу. И на основе полученных данных разработать комплекс оздоровительных мер, способных ограничить или устранить это влияние.
  2. Разработать методы повышения устойчивости, сопротивляемости человеческого организма различным факторам.
  3. Рассмотреть влияние патогенных микроорганизмов на людей и создать комплекс мер по борьбе с ними.

Итак, какие же задачи ставит перед собой эта наука? Гигиена человека – это в первую очередь профилактика, предупреждение, устранение заранее возможных неприятностей.

Классификация дисциплины

С развитием знаний о гигиенических нормах в данной науке появились разделы, которые изучают какие-либо определенные факторы воздействия на человека. Так, можно выделить несколько основных отраслей гигиены.

  1. Общая – направлена на формирование комплекса противоэпидемиологических мероприятий, вакцинации населения от воздействия недугов под влиянием внешней окружающей среды.
  2. Коммунальная гигиена – изучает непосредственное влияние жилищных условий и различных населенных пунктов на здоровье человека. Так, сюда можно отнести гигиену почвы, воды, воздуха, населенных мест, жилищ и зданий общественного пользования.
  3. Питания. Эта отрасль направлена на изучение влияния качества и количества пищи на сохранение нормальной жизнеспособности и здоровья людей. Именно сотрудники отделов гигиены питания способны коррелировать образ жизни человека с необходимым количеством калорий, а также разработать диетологические меры по предупреждению различных заболеваний (ожирение, анорексия, булимия, сахарный диабет и прочие).
  4. Гигиена труда сопоставляет условия работы человека и состояние здоровья, а также взаимовлияние этих показателей.
  5. Гигиена детей и подростков. Особая отрасль, так как направлена на формирование знаний о важности профилактических мер именно у школьников и дошкольников. Они первыми узнают, что изучает наука гигиена, зачем она нужна и какая польза в ней заключена.

Основные разделы гигиены

Помимо перечисленных, существует еще целый ряд различных разделов рассматриваемой дисциплины:

  • радиационная;
  • военная;
  • спортивная;
  • транспортная;
  • космическая;
  • больничная;
  • курортная;
  • психогигиена;
  • личная;
  • общественная;
  • гигиена села.

Совершенно очевидно, что данная наука охватывает все социальные, биологические, химические, физические факторы, способные повлиять на здоровье людей. Именно поэтому гигиена – наука о здоровье (в первую очередь). Это подтверждают и ее тесные связи с другими науками о человеке.

Взаимосвязь гигиены с другими науками

Учитывая специфику рассматриваемой дисциплины, несложно догадаться, что главные связанные с ней науки – это:

  • медицина;
  • эпидемиология;
  • экология (общая и человека);
  • микробиология;
  • токсикология.

Все они находятся в тесном взаимодействии, и при формировании теоретической базы гигиена во многом опирается на данные перечисленных дисциплин.

Особенно плотный контакт имеют гигиена и экология человека. Ведь объект первой – человек, а предмет изучения второй – окружающая среда.

Так как люди находятся в постоянном и непрерывном тесном контакте с природой, то и науки, обозначенные выше, не могут не взаимодействовать.

Так, например, гигиеной определены нормы предельно допустимых концентраций вредных веществ, газов, примесей в воздухе. Экология же опирается на эти показатели при подсчете и характеристике качества атмосферы.

Становление и развитие науки в древнем мире

История развития гигиены уходит своими корнями глубоко в прошлое. Ведь еще в древнем мире имели место первые признаки заботы о сохранности здоровья и о важности обеспечения чистоты и порядка.

Можно выделить несколько основных исторических центров, в которых зарождались основы гигиены. Так, например, в Древней Индии был принят ряд важных законов. В них отражались основные правила личной и общественной гигиены (уборка мусора с улиц, захоронение трупов для предотвращения распространения инфекций, содержание тела в чистоте и так далее).

Практически те же самые правила входили в свод государственных законов у древних греков, египтян, китайцев, иудеев, римлян. Все эти народы обязаны были соблюдать следующие правила:

  • половая гигиена;
  • личные правила сохранения тела в чистоте;
  • соблюдение пищевого режима;
  • изоляция больных людей от здоровых;
  • солнечные ванны;
  • лечебная гимнастика и прочее.

Основы коммунальной гигиены в древности

Несмотря на такой древний период времени, о котором идет речь, тем не менее, уже в Древнем Египте (за много лет до нашей эры) проводились работы, которые сегодня составляют предмет коммунальной гигиены. Так, египтяне осушали почвы для предотвращения избыточного увлажнения и развития паразитов, плесени, грибков и прочих микроорганизмов. Хотя еще практически ничего не знали об их существовании.

Они первыми начали сооружать простейшие водопроводные системы. Существовали определенные правила, по которым обустраивались улицы города. Постепенно все эти навыки и знания передавались и в другие регионы планеты.

[attention type=green]

Римляне вообще сумели соорудить такие канализационные системы, которые считались просто чудом техники. Их улицы были пусты и свободны от нечистот, вокруг царила чистота.

[/attention]

Основным центром накопления и развития теоретических знаний о том, что же представляет собой история гигиены, стала Древняя Греция.

Вклад Гиппократа

Древняя Греция славилась своими красивыми людьми. Ведь именно на это делали основной упор жители Эллады. Физическое развитие и поддержание силы, натренированности и красоты тела – все это было очень важно для каждого эллина. Основными правилами гигиены в этот период были:

  • здоровое и нормальное питание;
  • физическая красота тела;
  • упражнения и тренировки для развития силы и мышц.

Все это нашло отражение в трудах великого философа, медика, ученого и мыслителя того времени Гиппократа.

В своей работе “О воздухе, воде и почве” он ясно дает понять, что считает очень важными факторами для поддержания нормального состояния здоровья человека именно перечисленные факторы.

Также он считал, что даже обычная вода и воздух способны излечить от недугов, если являются чистыми, целебными.

Еще один его труд – “О здоровом образе жизни” – также подтверждает, насколько большое значение уже в то время придавалось правилам гигиены и элементарной санитарной обработке.

Дисциплина в средние века

История развития гигиены в этот период, как и становление всех других наук, претерпевала застой. Во многих странах считалось неприличным мыться и очищать свою одежду и жилье, люди свободно выливали нечистоты прямо из окон домов на улицы города. В эти периоды свирепствуют эпидемии таких болезней, как чума, брюшной тиф, туберкулез, холера и так далее.

Лишь в немногих государствах (Османская империя, Китай, Япония, Русь) по-прежнему уделяется должное внимание чистоте. Бани, хаммамы, купальни – все это были сооружения для омовения тела.

Однако практически вся Европа страдала от антисанитарных условий. Имели место массовые заражения сифилисом, болезнями глаз, оспой, тифом. Повсюду велись войны, был крепок феодализм и крепостничество.

Развитие гигиены как науки в XV-XVII веках

Начиная с XV века во многих странах стал понемногу оживать интерес к гигиене. Снова появляются водопроводы, улицы выкладываются камнем, нечистоты сливаются в специально отведенные места.

Омовения больше не считались проявлением глупости и принадлежности к низшему сословию. Напротив, появились ванны, которые наполнялись душистой водой.

Повсюду стали варить мыло с добавлением ароматических масел.

Количество эпидемий сократилось, однако обстановка все равно оставалась еще крайне неблагоприятной. Первым человеком того времени, осмелившимся теоретически обосновать важность гигиены, стал итальянец Бернардино Рамаццини. Именно он создал труд “Рассуждения о болезнях ремесленников”, в котором показал зависимость здоровья людей от состояния окружающей среды.

XVIII-XIX века в истории гигиены

История развития науки гигиены в данный период резко набирает обороты. Ведь начинают строиться многочисленные города, инфраструктура претерпевает изменения. Люди боялись вспышек эпидемий, поэтому тщательно следили за чистотой и вовремя изолировали заболевших.

Именно в этот период начинают развиваться такие науки, как физика, химия, биология, микробиология. Это накладывает свой отпечаток и на гигиену.

Теперь здоровье человека рассматривается только в комплексе с состоянием окружающей среды, неотделимо от нее.

[attention type=yellow]

Изучается влияние воздуха, состава почвы, качества питьевой воды, питания, соблюдения чистоты и личной гигиены на общее физическое состояние человека.

[/attention]

О чем еще может нам поведать история гигиены? Современная наука своим возникновением может быть обязана немецкому врачу Петтенкоферу. Он первым открыл факультет гигиены при кафедре в Мюнхенском университете, поэтому по праву считается отцом данной дисциплины.

Историческое прошлое гигиены в России

История развития гигиены в России шла своим, особым путем. Примерно на 300 лет раньше, чем это произошло в Европе, в России уже отдавали должное как практической, так и экспериментальной гигиене. Выдающимися учеными, внесшими большой вклад в развитие этой науки, стали:

  • Пирогов;
  • Мудров;
  • Захарьин;
  • Доброславин;
  • Эрисман;
  • Хлопин;
  • Никольский;
  • Осипов;
  • Белоусов;
  • Соловьев и многие другие.

Наиболее интенсивное развитие получила гигиена только в XIX-XX веках. Именно тогда были определены заболевания и недуги человека, которые связаны с окружающей средой.

Источник: https://FB.ru/article/178982/istoriya-razvitiya-gigienyi-kak-nauki

Сам себе врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: