Техника измерения роста у детей разного возраста

Содержание
  1. Алгоритм измерения роста и веса пациента
  2. Факторы, которые влияют на антропометрические показатели
  3. Условия для проведения исследования
  4. Измерение роста стоя
  5. Подготовка
  6. Выполнение измерения
  7. Окончание процедуры
  8. Измерение роста сидя
  9. Измерение роста беременной: алгоритм
  10. Измерение массы тела
  11. Подготовка к измерению веса
  12. Выполнение процедуры
  13. Алгоритм измерения роста у детей разного возраста
  14. Техника измерения роста грудничка
  15. Как измерить рост у детей старшего возраста
  16. Масса тела ребенка
  17. 3. Техника измерения роста детям различного возраста
  18. 2. Вымыть и осушить руки
  19. 4. Техника проведения утреннего туалета грудному ребёнку в домашних условиях
  20. Антропометрия детей: алгоритм проведения
  21. Периодичность проведения антропометрии для контроля за состоянием ребенка
  22. Антропометрия в детском саду
  23. Алгоритм проведения анторопометрии в ДОУ
  24. 1. Рост
  25. 2. Вес
  26. 3. Гармоничность развития
  27. Как правильно провести антропометрию ребенка?
  28. :

Алгоритм измерения роста и веса пациента

Техника измерения роста у детей разного возраста

Антропометрия – это основной метод антропологического исследования, заключающийся в измерении человеческого тела и его частей в целях установления половых, расовых, возрастных и иных особенностей физического строения, которые позволяют дать количественные характеристики их изменчивости.

Жизнь – непрерывный процесс развития, включающий этапы созревания, зрелого возраста и старения. Развитие и рост – это две взаимообусловленные и взаимосвязанные стороны одного процесса.

Развитие характеризуется качественными изменениями, дифференцировкой органов и тканей и их функциональным совершенствованием.

А рост представляет собой количественные изменения, которые связаны с увеличением размера клеток, массы тканей и органов и всего организма в целом.

Физическое развитие – один из главнейших показателей здоровья человека и возрастных норм совершенствования. Практическое умение правильно его оценивать способствует воспитанию здорового поколения. В данной статье речь пойдет про алгоритм измерения роста и веса.

Факторы, которые влияют на антропометрические показатели

В организме человека непрерывно протекают процессы обмена энергии и метаболизма, они и определяют его особенности развития. Масса, рост, последовательность в увеличении разных частей тела, пропорции – все это запрограммировано наследственными механизмами.

Последовательность развития может быть нарушена под влиянием некоторых внешних и внутренних факторов.

К первым относятся социальные условия, малоподвижный образ жизни, неблагоприятное внутриутробное развитие, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха, вредные привычки, экология.

[attention type=yellow]

Внутренние факторы включают наследственность и наличие различных заболеваний.

[/attention]

Зная алгоритм действия измерения роста и веса, можно наглядно оценить физическое развитие.

Условия для проведения исследования

Антропометрия требует использования тщательно отрегулированных и проверенных приборов: ростомера, весов, динамометра, сантиметровой ленты и т. п.

Измерения рекомендуется осуществлять в первой половине дня натощак или же спустя два-три часа после приема пищи. Одежда на обследуемом должна быть легкой – трикотажной.

Если измерения планируется провести во второй половине дня, перед этим следует на десять-пятнадцать минут принять горизонтальное положение.

Чтобы последующая оценка была эффективна, необходимо соблюдать алгоритм измерения роста пациента. Следует помнить, что анализ антропометрических показателей является важнейшим элементом исследования того, насколько физическое развитие соответствует возрастным нормативам. Обнаруженные отклонения могут быть признаком определенного заболевания или фактором риска.

Измерение роста стоя

Поскольку к вечеру человек становится ниже на один-два сантиметра, что обусловлено естественной усталостью, уплощением свода стопы и межпозвоночных хрящевых дисков, снижением мышечного тонуса, желательно в первой половине дня проводить измерение роста. Алгоритм включает три этапа: подготовка к процедуре, выполнение измерения и окончание процедуры. Расскажем о каждом из них.

Подготовка

  1. В соответствии с инструкцией подготовить ростомер к работе.
  2. Представиться пациенту, рассказать ему о ходе предстоящей процедуры и получить его согласие.
  3. Гигиеническим способом обработать руки и осушить их.
  4. На площадку ростомера положить салфетку (под ноги пациента).
  5. Попросить обследуемого снять головной убор и обувь.
  6. Планку ростомера поднять выше предполагаемого роста обследуемого.

Выполнение измерения

  1. Пациент должен встать на площадку ростомера так, чтобы затылок, межлопаточная область, ягодицы и пятки касались вертикальной стойки.
  2. Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  3. Планку ростомера необходимо опустить на голову пациента, не придавливая.
  4. Попросить обследуемого сойти с площадки, в случае необходимости помочь ему это сделать.
  5. По нижнему краю планки на шкале определить рост.

Окончание процедуры

  1. Сообщить о результатах измерения обследуемому.
  2. Салфетку следует снять с площадки ростомера и положить в емкость, предназначенную для отходов.
  3. Руки обработать гигиеническим способом и осушить.
  4. В медицинскую документацию внести соответствующую запись об итогах выполнения процедуры.

Измерение роста сидя

Алгоритм измерения роста пациента в положении сидя несколько отличается от вышеописанного.

  1. Необходимо попросить обследуемого присесть на откидное сиденье ростомера, предварительно застеленное клеенкой.
  2. Пациент должен сидеть так, чтобы касаться тремя точками – лопатками, затылком и ягодицами – вертикальной планки со шкалой.
  3. Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  4. Измерительную планку нужно опустить на темя пациента, прижать ее к шкале и попросить обследуемого встать.
  5. По левой стороне шкалы необходимо снять показания, затем следует опустить планку.
  6. Аналогично вышеописанному зафиксировать результаты и проинформировать о них пациента.

Измерение роста беременной: алгоритм

Для начала необходимо объяснить беременной женщине цели и ход выполнения процедуры. Алгоритм измерения роста таков:

  • Встать сбоку от ростомера и его планку поднять выше уровня предполагаемого роста обследуемой.
  • Беременную попросить встать на площадку ростомера так, чтобы ягодицы, пятки и лопатки касались стойки прибора, а голова была в таком положении, чтобы наружный угол глаза и козелок уха находились на одной горизонтальной линии.
  • Планку ростомера следует опустить на темя беременной женщины и по шкале определить количество сантиметров от нижнего уровня планки.
  • Полученные данные нужно занести в индивидуальную карточку пациентки.
  • Ростомер следует обработать ветошью, которая смочена в растворе (0,5%) гипохлорита кальция.
  • Тщательно вымыть руки.

Измерение массы тела

Для проведения антропометрических исследований недостаточно знать только алгоритм измерения роста, необходимо также уметь определять вес человека. Измерение массы тела осуществляется на напольных весах.

Пациент должен стоять на площадке неподвижно, чтобы погрешность при взвешивании не была более +/-50 граммов. В отличие от роста вес является нестабильным показателем и способен изменяться под влиянием множества факторов.

Так, суточное колебание массы тела может достигать одного-двух килограммов.

Зная, как проводится измерение роста, алгоритм определения веса будет запомнить крайне легко. Процедура тоже состоит из трех этапов.

Подготовка к измерению веса

  1. Сначала в соответствии с инструкцией следует проверить точность и исправность медицинских весов.
  2. Необходимо установить равновесие прибора, если используются механические конструкции – закрыть затвор.
  3. На площадку весов нужно постелить салфетку для однократного применения.
  4. Человек, проводящий процедуру, должен объяснить пациенту последовательность предстоящих действий.
  5. Руки следует обработать гигиеническим способом и осушить.

Выполнение процедуры

  1. Обследуемому нужно предложить раздеться до нательного белья, а также разуться. Попросить его осторожно встать на площадку весов посередине.
  2. В момент вставания на панель измерения весов обследуемого необходимо придерживать за руку, в процессе измерения важно следить за его равновесием.
  3. Если используется механическая конструкция, нужно открыть затвор весов.
  4. Следуя инструкции по применению прибора, необходимо определить массу тела обследуемого.

Алгоритм измерения роста у детей разного возраста

Самым стабильным показателем физического развития у детей выступает рост. Он отражает процесс развития организма ребенка. Как правило, существенные нарушения роста сопровождаются патологиями других систем и органов. Так, в случае замедления роста скелета зачастую в меньшей или большей степени замедляются дифференцировка и рост головного мозга, миокарда, скелетных мышц.

Как производится измерение роста новорожденного? Алгоритм требует наличия ростомера в виде доски шириной 40 и длиной 80 сантиметров. С левой стороны прибора должна иметься сантиметровая шкала с неподвижной поперечной планкой у начала и подвижной, легко передвигающейся по шкале поперечной планкой в конце.

Техника измерения роста грудничка

  1. Малыша необходимо уложить на спину таким образом, чтобы его голова касалась неподвижной поперечной планки ростомера. Она должна располагаться так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы были в одной горизонтальной плоскости.
  2. Мама ребенка или помощник измеряющего должны плотно зафиксировать голову младенца.
  3. Ноги новорожденного следует выпрямить путем легкого надавливания на коленки ладонью одной руки, а второй рукой нужно плотно к пяткам подвести подвижную планку ростомера, при этом стопы следует согнуть к голеням до прямого угла. Расстояние от неподвижной до подвижной планки и будет составлять рост ребенка.

    Нужно отмечать длину с точностью до миллиметра.

Как измерить рост у детей старшего возраста

Алгоритм измерения роста ребенка до года был представлен выше, а какая техника выполнения процедуры подойдет ребятишкам постарше? В этом случае требуется ростомер в виде деревянного бруска шириной восемь-десять сантиметров, длиной около двух метров и толщиной пять-семь сантиметров.

Передняя вертикальная поверхность бруска должна содержать две шкалы деления в сантиметрах: слева – для измерения роста сидя, справа – стоя. Также должна иметься подвижная двадцатисантиметровая планка.

К вертикальному бруску на уровне сорока сантиметров от деревянной площадки прикрепляется скамейка, чтобы измерить рост сидя.

Алгоритм измерения роста у детей от года и старше аналогичен тому, что используется для взрослых.

Масса тела ребенка

В сравнении с ростом вес малыша является более лабильным показателем, который отражает степень развития мышечной и костной систем, подкожной жировой клетчатки, внутренних органов, и зависит не только от конституциональных особенностей, но и от факторов внешней среды, таких как психические и физические нагрузки, питание и т. д.

Обычно алгоритм измерения веса (как и алгоритм измерения роста) не вызывает сложностей. Деток до трех лет с массой до двадцати килограммов взвешивают на чашечных весах, состоящих из коромысла и лотка с нижней (в кг) и верхней (в г) шкалами делений. Ребятишек в возрасте от трех лет взвешивают на рычажных весах.

Источник: https://FB.ru/article/203920/algoritm-izmereniya-rosta-i-vesa-patsienta

3. Техника измерения роста детям различного возраста

Техника измерения роста у детей разного возраста

Оснащение:ростомер (горизонтальный, вертикальный),контейнер для отходов класса «В»,салфетка, пелёнка, ручка, история развитияребенка (ф.112).

Подготовка кманипуляции:

1. Объяснить мамеили ребёнку ход манипуляции, получитьинформированное согласие.

2. Провести санитарнуюобработку рук.

3. Протереть ростомер3% раствором хлорамина.

4. У детей 1 годарост измеряется горизонтальнымростомером, старше 1 года – вертикальнымростомером.

Выполнениеманипуляции:

1. Горизонтальныйростомер покрыть чистой пеленкой так,чтобы она не закрывала шкалу и не мешаладвижению подвижной планки.

2. Положить ребенкана ростомер головой к неподвижнойпланке.

3. Выпрямить ногиребенка, нажав на колени.

4. Подвинуть подвижнуюпланку ростомера к подошвам малыша.

5. По шкале ростомераопределить длину тела ребенка.У детейстаршего возрастаизмерять рост вертикальным ростомером.

6. Поставить ребенкана площадку ростомера, предварительносняв с него обувь.

7. Прислонить егок вертикальной доске ростомера, имеющей2 шкалы деления в см. (справа – дляопределения длины тела стоя. слева – дляопределения длины тела сидя); ребёнокдолжен стоять прямо, опустив руки пошвам, пятки вместе, носки врозь.

8. Проверить точкикасания ребенка к ростомеру: пяток,ягодиц межлопаточной области, затылка.

9. Установить головуребенка так, чтобы нижний край глазницыи верхний

край козелка уханаходились в одной горизонтальнойплоскости.

10. Опустить подвижнуюпланку ростомера без надавливания кголове.

11. Определить длинутела ребенка по нижнему краю планки (поправой шкале).

12. Ростомерыобработать дезинфицирующим средством.

Завершениеманипуляции:

1. Убедиться, чтопациент не испытывает неудобств.

2. Вымыть и осушить руки

3. Полученные данныезаписать в ф.112, сообщить о них родителямили ребенку.

4. Техника проведения утреннего туалета грудному ребёнку в домашних условиях

Оснащение:кипяченая вода, стерильное растительноемасло. 1%-2%раствор бриллиантовогозелёного, стерильные ватные шарики ижгутики, салфетки, набор белья дляпеленания, стерильные палочки с ватой.

Подготовка кманипуляции:

1. Провести санитарнуюобработку рук.

Выполнениеманипуляции:

1. Снять с ребёнказапачканную одежду.

2. Взять ребёнкатак, чтобы голова и туловище его находиласьна левом предплечье.

3. Правой рукойподнять ножки вверх и зафиксироватьлевой кистью.

4. Подмыть подпроточной водой (Т 37 гр), используясалфетки, при необходимости детскоемыло (спереди назад).

5. Уложить ребёнкана пеленальный столик, мягкой пелёнкойпромокательными движениями осушитькожу.

Умыть ребенкаватным шариком, смоченным кипяченойводой, промокательными движениями.

1. Обработать глазаребенка от наружного угла глаза квнутреннему ватным шариком, смоченнымкипяченой водой и отжатым (для каждогоглаза отдельный ватный шарик).

2. Просушить глазасухими ватными шариками.

  • туалет носа и ушей ребёнка:

1. Левую рукурасполагаем на лбу ребенка, I пальцемприподнимаем кончик носа.

2. Вращательнымидвижениями прочистить носовые ходытугими ватными жгутиками, смоченнымив стерильном растительном масле иликипячёной воде (для каждого носовогохода использовать отдельный жгутик).Обработать ушные раковины ребёнкамарлевой салфеткой, смоченной кипячёнойводой.

3. Обработатьнаружные слуховые проходы сухими ватнымижгутиками (для каждого слухового проходаотдельный жгутик).

Примечание:уши обрабатывать по мере загрязнения.

  • обработка пупочной ранки в домашних условиях:

1. Осторожнораздвинуть края пупочной ранкиуказательным и большим пальцами левойруки.

2. Обработатьпупочную ранку стерильной палочкой сватой, смоченной в 1% спиртовом растворебриллиантового зеленого, круговымидвижениями от центра к периферии.

3. Убедиться, чтопациент не испытывает неудобств.

1. Обработатьестественные складки кожи ватнымишариками, смоченными в стерильномрастительном масле, в последовательности:заушные, шейные, подмышечные, локтевые,лучезапястные, ладонные поверхностикистей.

[attention type=red]

2. Поменять ватныешарики и продолжить обработку складоккожи: подколенные, голеностопные, стопа,паховые, ягодичные.

[/attention]

Примечание:ватные шарики менять по мере загрязнения!

1. Пациента положитьна пеленальный стол.

2. Надеть на ребенкатонкую распашонку разрезом назад итеплую разрезом вперед.

3. Между ножекпациента прокладывают подгузник.

4. Завернуть пациентав тонкую пеленку без ручек:

а) расположитьребенка на тонкой пеленке так, чтобыверхний ее край был на уровне подмышек,

б) один край пеленкипровести между ножками,

к) другим краемобернуть малыша,

г) подвернуть нижнийкрай пеленки, оставив пространство длясвободного движения ножек, и обернутьим туловище пациента,

д) зафиксироватьпеленку, расположив «замочек» пеленкивпереди.

5. Запеленатьпациента в теплую пеленку с ручками принеобходимости:

а) расположитьребенка на фланелевой пеленке, чтобыее верхний край располагался на уровнешеи,

б) одним краемпеленки зафиксировать плечо соответствующейстороны, переднюю часть туловища иподмышечной области другой стороны,

в) другим краемпеленки накрыть и зафиксировать 2-еплечо,

г) нижний крайпеленки подвернуть, оставив пространстводля движения ножек,

д) зафиксироватьпеленки на уровне середины плеч. «замочек»расположить спереди.

6. Убедиться, чтопациент не испытывает неудобств.

Завершениеманипуляции:

Вымыть, осушитьруки.

Примечание:Перед каждым этапом провести санитарнуюобработку рук.

Источник: https://studfile.net/preview/7436260/page:2/

Антропометрия детей: алгоритм проведения

Техника измерения роста у детей разного возраста

Физическое развитие ребенка обусловлено сложным комплексом наследственных и средовых факторов. Большинство нарушений в развитии дают о себе знать специфическими симптомами.

Однако существуют заболевания, протекающие бессимптомно, и многие из них можно обнаружить лишь по нарушениям роста и пропорций тела. Для этой цели разработана унифицированная методика измерений – антропометрия.

Антропометрия детей дает возможность на ранних стадиях выявить отклонения и предупредить серьезные нарушения в развитии.

Антропометрия – метод измерений физических пропорций и телосложения. Для оценки ребенка по этому методу используется комбинация показателей, которые можно условно разделить на основные и дополняющие.

Основные антропометрические показатели – это рост, вес, окружность головы и грудной клетки. Дополняющие – длина рук и ног, высота головы, пропорциональность телосложения. Антропометрия ребенка дает возможность оценивать как его актуальное развитие, так и динамику (при условии, что проводится регулярно), и сопоставлять полученные данные с нормой.

Ценность периодических измерений очевидна. Нарушение физического развития – важнейший признак неблагополучия ребенка и показатель для проведения углубленного обследования.

[attention type=green]

Отклонения от нормы чаще всего связаны с другими аномалиями развития и влекут за собой не менее серьезные нарушения.

[/attention]

Так, к примеру, недостаток массы тела негативно влияет на иммунитет ребенка в начале его жизни, поэтому у малорослых детей в первые 12 месяцев после рождения риск развития заболеваний вдвое выше, а риск смерти – выше вчетверо.

Периодичность проведения антропометрии для контроля за состоянием ребенка

В течение первого месяца жизни педиатр осматривает малыша каждую неделю, так как на этом этапе особенно важно выявлять все нарушения в развитии. Далее, если отклонений не обнаружено, антропометрия ребенка до года выполняется ежемесячно.

По достижении 12-месячного возраста организм стремительно идет в рост. В норме, на втором году жизни прибавка в весе составляет до 4 кг, в росте – до 15 см. Затем ежегодно малыш прибавляет по 2-3 кг. Конечно, эти показатели у разных детей будут отличаться – многое зависит от наследственности, от качества питания, от средовых факторов.

Алгоритм проведения антропометрии у детей нацелен, в первую очередь, на выявление грубых отклонений от нормы – сильного отставания в росте или весе, непропорциональности конечностей, чрезмерном наборе массы и т.д.

Такие случаи требуют тщательного рассмотрения и консультаций специалистов: педиатра, эндокринолога, генетика. Особое внимание необходимо уделять весу.

Слишком худые дети сильнее подвержены простудам, а чересчур полные – раннему развитию патологий сердца и сосудов.

На втором году жизни проведение антропометрии у детей выполняется раз в три месяца. Начиная с третьего года – раз в 6 месяцев, с четвертого и дальше – ежегодно.

Антропометрия в детском саду

Дети, посещающие дошкольные учреждения, могут проходить антропометрию в ДОУ. Антропометрия детей в детском саду выполняется медработником, используются ростомеры, весы и измерительные ленты.

Процедура проводится в первой половине дня, до еды. На детях должен быть минимум одежды, в идеале – легкая маечка и трусы. На весы и под ростомер они встают босиком. Полученные результаты заносятся в таблицу.

Примерный шаблон антропометрии в детском саду – это табличка, содержащая следующие колонки:

  • фамилия и имя ребенка,
  • возраст,
  • группа,
  • рост,
  • вес,
  • окружность головы,
  • окружность груди,
  • длина рук,
  • длина ног,
  • дата проведения измерений.

Конкретные показатели, вносимые в таблицу, могут отличаться в разных детских садах. Полученные результаты сравниваются со средней нормой и заносятся в журнал антропометрии. Для ведения журнала удобно использовать программный модуль «Медкабинет» Системы контроля деятельности образовательного учреждения.

Он позволяет отслеживать данные физического развития детей в динамике.

Кроме того, в программе разработано более 30 медицинских журналов, которые помогают следить за состоянием здоровья и заболеваемостью детей, контролировать диетическое питание и качество приготовления пищи, соблюдать нормы продуктов и санитарное состояние помещений.

Попробовать программу бесплатно можно здесь.

Алгоритм проведения анторопометрии в ДОУ

Рассмотрим более подробно измерение конкретных показателей.

1. Рост

Измеряется в положении стоя. Ребенок встает на площадку ростомера и выпрямляется, прислоняясь спиной к измерительной стойке. Медицинский работник ДОУ опускает на голову малыша горизонтальную подвижную планку, избегая сильного нажатия. Рост обязательно измерять в первой половине дня, поскольку ближе к вечеру тонус мышц снижается, дети устают, и их рост может незначительно уменьшаться.

2. Вес

Алгоритм антропометрии детей предполагает использование напольных весов, имеющих погрешность не более 50 г. Показатель массы тела не настолько стабилен, как рост, поскольку даже в течение суток может меняться в пределах нескольких сотен граммов. Измерение веса обязательно выполняется натощак, чтобы отразить реальное состояние массы тела ребенка.

3. Гармоничность развития

Технология антропометрии ребенка в детском саду помогает, помимо прочего, определить пропорциональность тела. Для этой цели используется специальный индекс Пинье, отражающий соответствие пропорций роста, веса и окружности груди принятым нормам.

Формула выглядит следующим образом:

ИП = рост (см) – (вес (кг) + окружность груди (см))

Стандартные показатели у детей:

ВозрастМальчикиДевочки
3 года25,727,1
4 года31,131,0
5 лет34,234,7
6 лет36,137,0

Чем индекс Пинье меньше, тем крепче телосложение.

Как правильно провести антропометрию ребенка?

Основными условиями технически корректной антропометрии являются следующие:

  • применение унифицированной методики в работе со всеми детьми,
  • использование одних и тех же технических средств при обследовании каждого ребенка,
  • выполнение процедуры обследования в одно и то же время (желательно утром натощак).

Выполняя антропометрию, важно помнить, что критерии нормы, приводимые в пособиях, ни в коем случае не являются жесткими.

Значения параметров тела индивидуальны, и диагностическое значение имеют только резкие расхождения – с учетом региона, среды, климата, а также известных сотруднику ДОУ генетических факторов развития того или иного ребенка.

Поэтому при выявлении незначительных отклонений не стоит торопиться с выводами и принимать меры – лучше понаблюдать. А вот наличие значительных расхождений является поводом к углубленному обследованию малыша.

Лидия Ситникова

:

P.S. Ваш лайк вдохновляет нас на новые статьи.

Источник: https://parta1.com/blog/26503.html

Сам себе врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: