Транзиторное тикозное расстройство

Содержание
  1. Транзиторное расстройство личности
  2. Симптомы транзиторного нарушения
  3. Признаки расстройства личности
  4. Причины
  5. Классификация расстройств, типы транзиторного расстройства личности
  6. Виды расстройств личности
  7. Служба в армии и получение прав
  8. Смешанное расстройство личности
  9. Диагностика расстройства личности
  10. Расстройства личности – методы исследования
  11. Лечение транзиторного расстройства личности
  12. Транзиторное тикозное расстройство
  13. Классификация тикозных расстройств
  14. Причины возникновения первичных и вторичных нервных тиков у детей
  15. Симптомы нервного тика
  16. Лечение нервных тиков у ребенка
  17. Нервные тики у ребенка
  18. Читать онлайн Клиническая дефектология: пособие для врачей и психологов страница 20. Большая и бесплатная библиотека
  19. Терапия
  20. Рекомендованная литература
  21. Глава 10 Диагностика и терапия гиперкинетических расстройств

Транзиторное расстройство личности

Транзиторное тикозное расстройство

Согласно статистике, примерно каждый шестнадцатый человек в мире страдает расстройством личности, но не каждый из них знает об этом. Для начала разберемся, что же такое расстройство личности.

Расстройством личности является модель поведения человека с заметным отклонением психологической составляющей.

Как правило, человек с расстройством личности тяжело идет на контакт с врачом, он уверен в своем психологическом состоянии.

Транзиторное расстройство личности наименее опасное из всех существующих расстройств личности. Данное расстройство является временным, особенность ее заключается в личностной деформации в результате пережитого стресса.

Протекает такое расстройство не долго от 1 до 30 дней. Многое зависит от тяжести пережитых переживаний и темперамента человека.

Возникает такое расстройство чаще всего у неуравновешенных эмоционально людей и у подростков.

Симптомы транзиторного нарушения

Рассмотрим основные признаки, с помощью которых можно различить транзиторное расстройство личности:

  • Расстройство мышления. Поспешные выводы, потеря сути разговора, искажение суждений, невозможность собраться с мыслями.
  • Нарушение ориентации в пространстве. Человек может потеряться на знакомой улице, может возникать головокружение.
  • Галлюцинации. Проявляются редко и имеют непродолжительный характер.
  • Бредовые состояния. Человек может утверждать, что за ним гоняться преследователи, утверждать о преувеличении собственных достоинств.
  • Снижение критики. Также у человека заметно снижается самооценка.
  • Аффективные состояния.
  • Невнимательность.

Достаточно часто при данном расстройстве проявляются не все симптомы, а только один из перечисленных выше. В случае проявления нескольких симптомов состояние пациента может значительно ухудшиться и перейти в более серьезное расстройство личности.

Признаки расстройства личности

Рассмотрим несколько критериев которым должны соответствовать симптомы расстройства личности:

  • Существует ощутимое противоречие в жизненных позициях и поведении особы, затрагивающее несколько психических сфер.
  • Деструктивная, противоестественная модель поведения сформировалась у персоны давно, носит хронический характер, не ограничиваясь периодическими эпизодами психической патологии.
  • Анормальная поведенческая манера – глобальная и значительно затрудняет или делает невозможным нормальную адаптацию человека к разноплановым жизненным ситуациям.
  • Симптомы расстройства всегда впервые наблюдались в детском или подростковом возрасте и продолжают демонстрироваться у зрелого индивидуума.
  • Патологическое состояние является сильным и объемлющим дистрессом, однако такой факт может быть зафиксирован исключительно по мере усугубления расстройства личности.
  • Аномальный психический статус может приводить, но не всегда, к существенному ухудшению качества и объемов выполняемой работы и вызвать спад социальной эффективности.

Причины

Причин возникновения расстройства личности предостаточно, это может быть генетическая предрасположенность, травма головного мозга или тяжелые жизненные ситуации.

Бывают случаи, когда расстройство личности напрямую зависит от пережитых детских травм, таких как потеря родителей, особое наказание, алкогольная или наркотическая зависимость члена семьи.

Наибольшую предрасположенность к транзиторному расстройству личности имеют мужчины, спровоцировать расстройства может:

  • Химическая зависимость;
  • Состояние депрессии и апатии;
  • Развитая или зарождающаяся шизофрения;
  • Суицидальные наклонности;
  • Расстройства обсессивно-компульсивного характера.

Классификация расстройств, типы транзиторного расстройства личности

От других психозов и шизофрении данное расстройство отличается в первую очередь своей кратковременностью. Эта черта также отличает транзиторное расстройство личности от просто расстройства личности. В последнем случае нарушение ближе к акцентуации характера, носит постоянный, а не преходящий характер, и нуждается в первую очередь в психотерапии, а не медикаментозном лечении.

В международной классификации болезней выделяется несколько рубрик для подобных расстройств психики:

  • Острый вариант психотического расстройства полиморфного характера без проявлений шизофрении.
  • Полиморфный вариант острого течения психотического расстройства личности с явлениями шизофрении.
  • Острое течение шизофреноподобного расстройства.
  • Другие расстройства, преимущественно бредовые.
  • Другие психотические расстройства, острые, а также транзиторные.
  • Неуточненные варианты подобных психических расстройств.

Виды расстройств личности

В соответствии с классификацией, описанной в международном руководстве по заболеваниям психики, личностные расстройства делятся на три основополагающие категории (кластеры):

  • Кластер «А» – это эксцентричные патологии, к ним относят шизоидное, параноидальное, шизотипическое расстройство;
  • Кластер «Б» – это эмоциональные, театральные или колеблющиеся нарушения, к которым относят пограничное, истерическое, нарциссическое, антисоциальное расстройство;
  • Кластер «С» – это тревожные и панические отклонения: обессивно-компульсивное нарушение, зависимое и избегающее личностное расстройство.

Описанные типы расстройств личности отличаются этиологией и способом выраженности. Существует несколько разновидностей классификаций личностных патологий.

Независимо от используемой классификации различные патологии личности могут одновременно наличествовать в одном индивиде, но с определенными ограничениями. При этом диагностируется обычно наиболее выраженное.

Ниже подробно описаны типы расстройств личности.

Служба в армии и получение прав

Транзиторное расстройство личности не сказывается на прохождении службы в армии. Человек с транзиторным расстройством допускается к службе, но в зависимости от симптомов данного заболевания, в документах могут написать «годен с ограничениями».

Подобное решение выносят человеку и в момент получения прав. Однако, лечить данное отклонение нужно обязательно, иначе оно перерастет в более серьезное личностное расстройство.

Смешанное расстройство личности

Смешанное расстройство достаточно сложное состояние, при котором у пациента возникают формы то одного, то другого типа личностного расстройства. Симптомы данного состояния не имеют стойкого характера, потому человеку наиболее сложно ужиться в социуме среди людей.

Большое значение в развитии расстройств имеет неустойчивый характер признаков и причин. Смешанное расстройство часто возникает в результате алкогольной или наркотической зависимости, а также и многих других видов зависимости.

[attention type=yellow]

Мозаичная психопатия может соединять симптомы шизоидного и параноидального типа. Такие люди не умеют выстраивать социальные контакты в обществе, одержимы сверхценными идеями. При преобладании параноидальных признаков, пациенты страдают от повышенной подозрительности. Они склонны к скандалам, угрозам, любят писать гневные жалобы на всех и вся.

[/attention]

К мозаичным видам патологии могут приводить травмы головного мозга или осложнения после целого ряда заболеваний. Такое смешанное расстройство личности считается приобретенным. Если рассматривать ситуацию подробно, то она будет выглядеть так: у человека уже врожденно есть склонность к мозаической психопатии, на которую из-за определенных обстоятельств накладывается органическая патология.

Диагностика расстройства личности

Основные критерии дифференциальной диагностики личностного расстройства – это плохое субъективное самочувствие, потеря социальной адаптации и работоспособности, нарушения в других сферах жизни.

Для правильной постановки диагноза врачу важно определить устойчивость патологии, учесть культурные особенности пациента, сравнить с другими видами психических отклонений.

Основные диагностические инструменты:

  • контрольные списки;
  • опросники для определения самооценки;
  • структурированные и стандартизированные интервью пациента.

Расстройства личности – методы исследования

  • ЭЭГ
  • МРТ/КТ
  • Психологические методы (MMPI, тематический апперцептивный тест, тест Роршаха). Дифференциальный диагноз
  • Шизофрения
  • Умственная отсталость
  • Расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами
  • Расстройства настроения
  • Изменения личности, обусловленные соматическим или неврологическим заболеванием
  • Сомато-формные расстройства
  • Обсессивно-компульсивное расстройство.

Лечение транзиторного расстройства личности

Как лечить эмоционально неустойчивое расстройство личности? Основой терапии являются:

  • гештальт-терапия – помощь в осознании проблемы, взятии ответственности за свои действия и поиске путей решения;
  • поведенческая терапия – обучение контролю над поведением и эмоциональным состоянием.

Сеансы могут быть личными или групповыми, в последнем случае целесообразно привлечение родственников пациента.

В лечении импульсивного типа эмоционально неустойчивого расстройства личности зачастую применяются препараты лития и противосудорожные лекарственные средства. Они помогают «гасить» эмоциональные импульсы.

Другие возможные направления медикаментозной терапии:

  • антидепрессанты – при подавленности, мрачности и апатии;
  • транквилизаторы – при повышенной тревожности;
  • нейролептики – при излишней возбудимости.

Преимущественно в комплекс терапии входят:

  1. Психотерапия. Могут вестись как индивидуальные, так и групповые сеансы. Нередко показана семейная терапия. Пациенту рассказывают о его психологических особенностях и о том, как приспособить их к окружающей обстановке. Распространено применение методов когнитивно-поведенческой терапии и психоанализа. Обязательно стараются проработать наиболее вероятные причины патологии.
  2. Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты не слишком эффективны при личностных расстройствах, но иногда больным прописывают нейролептики.

Основная трудность при терапии – специалисту не всегда удается установить с пациентом доверительные отношения, которые необходимы для качественного лечения. Иногда приходится менять врача, если больной отказывается от сотрудничества.

Источник: https://rew-med.info/tranzitornoe-rasstrojstvo-lichnosti/

Транзиторное тикозное расстройство

Транзиторное тикозное расстройство

Нервные тики или тикозные гиперкинезы представляют собой непроизвольные движения внезапного, насильственного, повторяющегося, стереотипного, неритмичного и отрывистого характера, которые охватывают отдельные мышцы или группы мышц и напоминают фрагменты нормальных произвольных движений. В отличие от других гиперкинезов (хорея, атетоз, миоклония и т.д.), тики могут временно подавляться усилием воли или сознательно имитироваться ребенком, но их подавление, как правило, вызывает сильное внутреннее напряжение, приводящее к усилению интенсивности насильственных движений.

Данная патология является одной из наиболее распространенных в детском возрасте. Частота ее встречаемости в детской популяции, по данным разных авторов, составляет 4-13%, у мальчиков наблюдается чаще, чем у девочек.

Возраст появления тикозного расстройства варьирует от 3 до 15 лет, наиболее же часто оно дебютирует в 6-8 лет (что совпадает со стрессовым периодом начала школьного обучения), достигает пика интенсивности к 10 годам и может исчезать до достижения возраста 14 лет, или сохраняться в течение всей жизни, проходя периоды полного исчезновения симптомов, а также уменьшения и увеличения их интенсивности. Существующие на данный момент методы лечения нервных тиков не всегда оказываются эффективными, в некоторых случаях тикозное расстройство легко поддается коррекции, а в некоторых – оказывается устойчивым к воздействиям на протяжении многих лет.

Классификация тикозных расстройств

Классификацию тикозных расстройств можно провести по нескольким наиболее существенным основаниям.

По этиологии (происхождению болезни) тики делятся на:

  • Первичные – возникают при отсутствии какого-либо иного расстройства, являются единственным симптомом заболевания и часто связаны с наследственной предрасположенностью ребенка.
  • Вторичные – возникают на фоне другого заболевания.

По клиническим проявлениям тики бывают:

  • Моторными (двигательными) – делятся на простые (например, моргание, открывание рта), и сложные, протекающие в виде целых координированных движений (например, прыжки).
  • Вокальными (ыми, звуковыми) – также делятся на простые, проявляющиеся в виде отдельных звуков (шмыганье, кашель, фырканье, писк), и сложные, представляющие собой слова или фразы социально неприемлемого характера (копролалия), повторение слов и высказываний другого человека (эхолалия), или собственных слов и фраз (палилалия).
  • Сенсорными – представляют собой повторяющиеся сенсорные ощущения (холод, давление, жжение) в одной и той же части тела.
  • Ритуальными – проявляются в виде повторяющихся сложных действий типа ходьбы по кругу.

По временной продолжительности выделяются следующие виды тиков:

  • Транзиторные – ежедневно возникают у ребенка на протяжении не менее 1 месяца, но сохраняются не более 1 года.
  • Хронические – практически ежедневно или с перерывами возникают у ребенка на протяжении более 1 года.

И, наконец, по степени выраженности тики делятся на:

  • Локальные – протекают с вовлечением одной мышцы или одной группы мышц.
  • Множественные – протекают с одновременным вовлечением нескольких мышечных групп.
  • Генерализованные, или синдром Туретта – наследственное заболевание, предполагающее сочетание множественных двигательных и вокальных тиков с постепенным подключением копролалии (повторяющиеся выкрики социально неприемлемых слов или фраз).

Причины возникновения первичных и вторичных нервных тиков у детей

Можно выделить две основные группы причин появления первичных тикозных расстройств у ребенка:

  • Биологические причины или отягощенная наследственность. Зачастую тики появляются у детей, чьи родители или родственники также страдали гиперкинезами. Наследственная предрасположенность повышает вероятность возникновения тикозного расстройства у ребенка, но не обязательно приводит к развитию этого заболевания. Как правило, для появления первичных тиков, даже при наследственной предрасположенности, важно влияние психологических факторов.
  • Психологические причины, связанные с внешними стрессовыми воздействиями, являются наиболее распространенной группой причин, приводящих к появлению тиков у ребенка. Среди стрессовых факторов можно выделить:
    • Перенесенные ребенком вирусные инфекции и прочие заболевания (например, тик моргания может появиться после заболевания конъюктивитом).
    • Неблагоприятный психологический климат в семье (постоянные ссоры родителей, завышенные требования к ребенку и непрекращающиеся замечания в его адрес, холодное отношение к ребенку и т.д.).
    • Неблагоприятная атмосфера в коллективе сверстников (проблемы в общении с детьми из детского сада или с одноклассниками в школе).
    • Переживание ребенком психологически травмирующих событий (потеря близкого человека, развод родителей, перемена места жительства, попадание в какую-либо пугающую ситуацию и т.д.)
    • Начало школьного обучения (является очень распространенной причиной возникновения тиков, так как для детей резкий переход к новой обстановке и социальному окружению, строгим правилам и требованиям оказывается сильной психотравмирующей ситуацией).
    • Сформированные у ребенка в процессе воспитания такие особенности характера, как заниженная самооценка, тревожность, неуверенность в себе, чрезмерная инфантильность.
    • Переутомление, недосып, длительное пребывание за монитором компьютера или экраном телевизора.
    • Неправильное питание ребенка, приводящее к недополучению организмом нужных для нормального сокращения мышц веществ, таких как магний и кальций.

Как было сказано выше, вторичные тикозные гиперкинезы появляются как один из симптомов какого-либо другого расстройства. Таким образом, к причинам возникновения вторичных тиков можно отнести:

  • Расстройства психической сферы (синдром гиперактивности и дефицита внимания, расстройства аутистического спектра, обсессивно-компульсивное расстройство, депрессия, умственная отсталость и др.).
  • Аномалии развития головного мозга и наследственные дегенеративные заболевания (дисплазия мозжечка, хорея Гентингтона и др.).
  • Органические поражения головного мозга (черепно-мозговые травмы, опухоли).
  • Инфекционно-воспалительные заболевания головного мозга (энцефалит).
  • Сосудистые заболевания головного мозга (атеросклероз, инсульт).
  • Прием некоторых лекарственных средств (антидепрессанты, нейролептики, психостимуляторы).
  • Интоксикации организма вредными веществами (опиаты, угарный газ).

Симптомы нервного тика

Общей закономерностью во внешнем проявлении тиков является снижение частоты их появления в направлении от головы к нижним конечностям.

В большей части случаев у детей возникает тик моргания, а за ним в порядке убывания частоты следуют мимические тики, движения головы, шеи, корпуса тела и конечностей, ые тики.

В целом можно перечислить следующие наиболее распространенные симптомы тикозного расстройства:

  • Частое моргание одним или двумя глазами;
  • Поднятие бровей;
  • Наморщивание лба;
  • Подергивание щек, крыльев носа, углов рта;
  • Открывание рта и высовывание языка;
  • Покусывание губы;
  • Судорога взора (заведение глазных яблок вверх или в стороны);
  • Подергивание головы;
  • Вытягивание шеи вперед или в стороны;
  • Пожимание плечами;
  • Втягивание живота;
  • Подергивание рук, ног;
  • Частые глотательные движения или кашель;
  • Шмыганье носом и т.д.

Стоит также отметить, что дети, страдающие тикозными расстройствами, могут обладать и сопутствующими их заболеванию симптомами психологических дисфункций, таких, как задержка моторного развития, замедленность и нарушения плавности двигательных актов, речевые трудности, дефицит внимания, пространственных функций, а также программирования, регуляции и самоконтроля.

Лечение нервных тиков у ребенка

В случае обнаружения у ребенка тикозных гиперкинезов, родителям следует сразу же обратиться за помощью детского невропатолога и, в дальнейшем, детского клинического психолога, так как тикозное расстройство требует квалифицированного лечения.

Сами же родители должны соблюдать в своем поведении с ребенком ряд рекомендаций.

Во-первых, не нужно акцентировать внимание на недуге ребенка и, тем более, ругать его, так как это лишь повышает тревогу и вызывает усиление интенсивности тика.

Во-вторых, нужно создать для ребенка благоприятную, поддерживающую атмосферу в семье, постараться избавить его от каких-либо стрессовых факторов, решить имеющиеся у него проблемы (например, проблемы в общении со сверстниками), снизить его психоэмоциональную нагрузку, обеспечить ему полноценное питание, установить правильный режим дня, в котором было бы хорошо сбалансировано время на труд, отдых, сон.

В-третьих, для уменьшения интенсивности уже начавшегося у ребенка тика, необходимо своевременно переключать его внимание на какую-то интересную, способную полностью увлечь его деятельность (как правило, во время сосредоточения внимания на целенаправленной деятельности тик проходит или уменьшается).

Для построения программы лечения нервных тиков необходим, в первую очередь, клинический осмотр врача-невропатолога, для которого может пригодиться заранее подготовленная домашняя видеосъемка ребенка, так как во время осмотра он может стараться подавить тики и не показать полной картины своего расстройства.

По итогам осмотра, врач может также выписать направления на электроэнцефалографию (для исключения наличия у ребенка эпилепсии), МРТ-исследование (для поиска структурных нарушений мозга в случае тяжелых тиков), анализы мазка из зева и носа (для исключения ревматизма в случае возникновения тиков после заболевания ангиной).

Психологическое обследование ребенка, страдающего тикозными гиперкинезами, также необходимо для выбора методов терапии, так как оно выявляет эмоционально-личностные особенности (например, повышенная тревожность) и сопутствующие нарушения психических функций (внимания, памяти, программирования и контроля и др.), которые могут значительно усложнять адаптацию ребенка к окружающему миру (например, препятствовать нормальному усвоению школьной программы) и, вызывая стресс, способствовать появлению и усилению тиков.

Лечение нервных тиков может включать в себя три основных компонента, подбор которых зависит от выявленных в обследованиях специалистов причин появления и особенностей протекания тикозного расстройства у ребенка:

  1. Семейная психотерапия. Главное при лечении тикозных гиперкинезов – устранить факторы, которые их провоцируют. Соответственно, если стрессовые факторы содержатся внутри семьи, необходимо работать с семьей. Выше были описаны общие рекомендации родителям по поведению с заболевшим тиками ребенком, но во многих случаях семье требуется также специализированная психотерапевтическая помощь для разрешения разного рода проблем, создающих в семье хроническую стрессовую ситуацию.
  2. Психологическая коррекция, которая может протекать в трех формах:
    • Индивидуальная коррекция сопутствующих тикозному расстройству нарушений психических функций (внимания, пространственных функций, самоконтроля, двигательного планирования и т.д.).
    • Индивидуальная детская психотерапия, направленная на работу с эмоционально-личностной сферой ребенка, и, в особенности, на уменьшение его внутренней тревожности.
    • Групповая детская психотерапия (группа набирается из детей с тиками или другими поведенческими особенностями), полезная для развития коммуникативных навыков ребенка и проигрывания возможных конфликтных ситуаций, а также оптимальных способов их решения.
  3. Медикаментозная терапия, обычно применяемая в случае, если первые два вида помощи оказались неэффективными. Лекарственные препараты ребенку может назначать только квалифицированный врач-невропатолог, который будет отслеживать динамику состояния ребенка и регулировать дозу препарата. Зачастую хорошим положительным эффектом приема лекарственных препаратов считается не полное исчезновение тиков, а уменьшение их интенсивности до приемлемого уровня.

Таким образом, психологическая коррекция является одним из главных компонентов программы лечения тикозных гиперкинезов у детей.

«Центр Нейропсихологического Сопровождения» оказывает услуги индивидуальной детской психотерапии, а также индивидуальных коррекционных занятий с нейропсихологом и логопедом-дефектологом.

Данные услуги могут быть полезными Вашему ребенку для преодоления тикозного расстройства.

Нервные тики у ребенка

4.67 (93.33%) 3

Источник: cns-neiro.ru

Источник: https://naturalpeople.ru/tranzitornoe-tikoznoe-rasstrojstvo/

Нервные тики у ребенка

Транзиторное тикозное расстройство

Нервные тики или тикозные гиперкинезы представляют собой непроизвольные движения внезапного, насильственного, повторяющегося, стереотипного, неритмичного и отрывистого характера, которые охватывают отдельные мышцы или группы мышц и напоминают фрагменты нормальных произвольных движений. В отличие от других гиперкинезов (хорея, атетоз, миоклония и т.д.), тики могут временно подавляться усилием воли или сознательно имитироваться ребенком, но их подавление, как правило, вызывает сильное внутреннее напряжение, приводящее к усилению интенсивности насильственных движений.

Данная патология является одной из наиболее распространенных в детском возрасте. Частота ее встречаемости в детской популяции, по данным разных авторов, составляет 4-13%, у мальчиков наблюдается чаще, чем у девочек.

Возраст появления тикозного расстройства варьирует от 3 до 15 лет, наиболее же часто оно дебютирует в 6-8 лет (что совпадает со стрессовым периодом начала школьного обучения), достигает пика интенсивности к 10 годам и может исчезать до достижения возраста 14 лет, или сохраняться в течение всей жизни, проходя периоды полного исчезновения симптомов, а также уменьшения и увеличения их интенсивности. Существующие на данный момент методы лечения нервных тиков не всегда оказываются эффективными, в некоторых случаях тикозное расстройство легко поддается коррекции, а в некоторых – оказывается устойчивым к воздействиям на протяжении многих лет.

Читать онлайн Клиническая дефектология: пособие для врачей и психологов страница 20. Большая и бесплатная библиотека

Транзиторное тикозное расстройство

В МКБ-10 выделяется F82 Специфическое расстройство развития двигательных функций (диспраксия). Распространенность диспраксии составляет около 6 % у детей в возрасте от 5 до 11 лет.

Признаки расстройства проявляются по мере взросления ребенка. По сравнению со сверстниками у этих детей задерживаются нормальные этапы двигательного развития.

В возрасте 2–х – 4–х лет обращают на себя внимание их неловкость и неуклюжесть. Походка этих детей неустойчивая, с частыми падениями.

Дети берут и роняют различные предметы, не могут освоить навыки самообслуживания – одеваться, самостоятельно есть, играть в мануальные игры.

У больных с диспраксией имеется высокая коморбидность с расстройствами речи, эмоциональными и поведенческими расстройствами. Выраженные признаки диспраксии приводят к изоляции от сверстников и нарушениям социальной адаптации.

В терапии диспраксии используются разнообразные нейрофизиологические техники тренировки перцептуально – двигательных навыков. Следует учитывать коморбидность и проводить комплексную терапию, направленную на устранение речевых, аффективных и поведенческих расстройств.

В рубрике МКБ-10 F95 выделяются “Тикозные расстройства”.

F95.0 Транзиторное тикозное расстройство

[attention type=red]

Тики встречаются у 5–25 % детей школьного возраста, преимущественно у мальчиков (3:1) в возрасте 7–11 лет.

[/attention]

Тик представляет собой непроизвольное, внезапное, быстрое, повторяемое, неритмичное, стереотипное движение или вокализацию. Транзиторные тики носят чаще двигательный характер – мигание, подергивания лицевых мышц, языка, нижней челюсти, мышц шеи. Возможны дыхательные и ые тики. Впервые начавшись в возрасте 2–х лет тики с годами проходят, возобновляясь в состоянии психического напряжения.

В терапии транзиторного тикозного расстройства используются поведенческие техники декондиционирования с релаксацией. В части случаев определенную помощь могут оказать низкие дозы психотропных средств – атарактиков и малых нейролептиков.

F95.1 Хроническое двигательное или ое тикозное расстройство

Для диагностики хронического двигательного или ого тикозного расстройства состояние должно соответствовать следующим признакам:

1. двигательные или ые тики, но не и то, и другое, появляющиеся в разное время дня на протяжении не менее одного года;

2. отсутствие за последний год ремиссий продолжительностью свыше двух месяцев;

3. отсутствие в анамнезе синдрома Туретта и указаний на органическую патологию или прием медикаментов;

4. начало в возрасте до 18 лет.

Терапевтическая стратегия: биологическая психофармакотерапия, поведенческая, индивидуальная и семейная психотерапия

F95.2 Комбинированные ые и множественные двигательные тики (синдром Туретта)

Распространенность синдрома Жиль де ла Туретта составляет 3–5 случаев на 10 000 популяции. Преобладают мальчики (3:1). Заболевание имеет генетическую основу предрасположенности. Аутосомная доминантная наследственная передача обеспечивается специфическим геном.

Половой диморфизм проявляется в большей пенетрантности гена у мужчин, а также в том, что те самые генетические механизмы у женщин способствуют появлению обсессивно – фобического расстройства.

[attention type=green]

У больных с синдромом Туретта обнаружены патологические уровни нейротрансмиттеров и повышенный метаболизм глюкозы в зонах базальных ганглиев.

[/attention]

Заболевание развивается постепенно. Появлению тиков предшествуют продромальные симптомы: низкая толерантность к эмоциональному напряжению, раздражительность, расстройства внимания. Заболевание манифестирует в возрасте 7–8 лет. Наиболее типичные тики – мигание, подергивание головы или лицевая гримаса. В дальнейшем присоединяются тики верхней части туловища.

Типичны следующие патологические движения: вращение глазных яблок, сморщивание носа, круговые движения головой, щелканье, покашливание, выплевывание, подергивание плечами. В выраженных случаях тики могут приводить к самоповреждениям. Сложные двигательные расстройства могут проявляться в виде эхокинеза – имитации движений окружающих.

Голосовые тики появляются и постепенно усложняются в 11–12 лет и часто сочетаются с навязчивостями. Сложные ые тики включают повторение неадекватных или контрастных слов и фраз, повторение собственных слов (палилалия), повторение слов и фраз окружающих (эхолалия), использование ненормативной лексики (копролалия).

Позднее копролалия может замещаться неприличными жестами – копропраксией.

Двигательные тики могут быть временно подавлены, но эти волевые усилия приводят к нарастанию внутреннего напряжения. Тики учащаются при эмоциональном возбуждении, утомлении, в ситуациях, требующих повышенного социального контроля.

Синдром Туретта коморбиден гиперактивности, обсессивно – компульсивным расстройствам, импульсивным и поведенческим нарушениям. Социальная адаптация больных и их самооценка снижены.

Терапия

Без лечения расстройство имеет хроническое ундулирующее течение с тенденцией к затуханию. Необходимо информировать родителей о характере заболевания или вовлекать их в семейную психотерапию. Поведенческая психотерапия при синдроме Туретта малоэффективна вследствие природы заболевания.

В биологической терапии используют нейролептики (галоперидол и пимозид) для однократного приема на ночь. Применение антипсихотических препаратов нового поколения требует осмысления при условии накопления клинического опыта.

[attention type=yellow]

В рубрике F98 “Другие поведенческие и эмоциональные расстройства с началом в детском и подростковом возрасте выделены F98.4 “Стереотипные двигательные расстройства”.

[/attention]

Транзиторные стереотипии отмечаются у 15–20 % детей в популяции. Транзиторные стереотипии чаще наблюдаются у мальчиков и у умственно отсталых детей. Предполагается органическая природа расстройства.

Клиническая картина стереотипных двигательных расстройств полиморфна и изменчива во времени. Меняется также ритм и частота эпизодов расстройства. Примерами стереотипий могут быть раскачивания тела, качание головой, манипуляции с волосами, скрежет зубами или задержка дыхания.

Самоповреждения могут наносится в результате таких стереотипий, как удары головой, удары рукой по лицу, тыканье пальцев в глаза, царапанье и кусание рук, губ и других частей тела. Битье головой может наблюдаться во второй половине первого года жизни ребенка и не имеет целью привлечения внимания.

К 4–х летнему возрасту интенсивность стереотипий может уменьшаться, рецидивы наблюдаются в условиях эмоционального стресса. Прогноз стереотипных двигательных расстройств хуже при сочетании с умственной отсталостью.

Терапия направлена на уменьшение вреда от повреждений, на создание адекватной психофизической стимуляции. Результативными являются методы поведенческой и аверсивной терапии. При выраженных расстройствах показано применение мягких нейролептиков.

Рекомендованная литература

1. Гельдер М., Гэт Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии. В 2–х т. Т.2 / Пер. с англ. – К.: Сфера, 1997. – 435 с.

2. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У Бауманна. – СПб.: Питер, 2002. – 1312 с.

3. Попов Ю. В., Вид В. Д. Современная клиническая психиатрия. – М.: Экспертное бюро – М, 1997. – 496 с.

Глава 10 Диагностика и терапия гиперкинетических расстройств

Уровень распространенности гиперкинетического расстройства колеблется от 1 до 6 % в зависимости от этнических и социокультуральных условий. Этиология гиперкинетического расстройства многообразна, хотя одной из важнейших этиологических причин является минимальная мозговая дисфункция.

Предполагается, что возникновению расстройства может способствовать повреждение нервной ткани на субклиническом уровне в виде нейроциркуляторных, нейроэндокринных, интоксикационных нарушений. Предрасполагающими факторами могут быть эмоциональная или психосоциальная депривация и дефицит питания.

Жалобы на состояние здоровья обычно не предъявляются. Дети с раннего возраста обнаруживают чрезмерную подвижность. Нарушения моторики характеризуется не только гиперактивностью, но и невозможностью модулировать активность в соответствии с социальными и школьными требованиями.

Нарушения внимания проявляются в отсутствии контакта взглядом и в том, что ребенок “не слушает” назиданий. Ребенок импульсивен и не может прогнозировать последствия своих поступков, что приводит к нарушениям дисциплины или к асоциальным поступкам.

Аффект у таких детей может быть напряженным и лабильным. В подростковом возрасте превалирует не моторная гиперактивность, а трудности в обучении, связанные с нарушением внимания.

Лонгитудинальные исследования свидетельствуют, что у 25 % взрослых, имевших в детстве гиперкинетические расстройства, выявляются асоциальные (диссоциальные) расстройства.

В МКБ-10 выделяют следующие диагностические признаки гиперкинетического расстройства.

[attention type=red]

1. Нарушения внимания . В течение не менее шести месяцев должно наблюдаться не менее шести признаков данной группы в выраженности, несовместимой с нормальным этапом развития ребенка. Дети:

[/attention]

А) не в состоянии выполнить школьное или иное задание без ошибок, вызванных невнимательностью к деталям;

Б) нередко не в состоянии довести до конца выполняемую работу или игру;

В) часто не слушают, что им говорят;

Г) обычно не могут следовать разъяснениям, необходимым для выполнения школьных или иных заданий, но не вследствие оппозиционного поведения или того, что не поняли инструкции;

Д) часто не в состоянии правильно организовать работу;

Е) избегают нелюбимую работу, требующую настойчивости и усидчивости;

Источник: https://mir-knig.com/read_224348-20

Сам себе врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: