Тремор кончика языка

Содержание
  1. Почему покалывает язык: 9 возможных причин
  2. 1. Повреждение язычного нерва
  3. 2. Оральный аллергический синдром
  4. 3. Афтозный стоматит
  5. 4. Побочный эффект лекарственных препаратов
  6. 5. Ожог языка
  7. 6. Дефицит витамина В12
  8. 7. Гипогликемия
  9. 8. Мигрень
  10. 9. Рассеянный склероз
  11. Лекция 3 Дизартрия. Организация коррекционной работы – Архипова Елена Филипповна %
  12. Подпишитесь на нашу рассылку и получите статью по дизартрии “Обследование фонематического слуха”
  13. Псевдобульбарная дизартрия: симптомы, причины развития, лечение и прогнозы
  14. Описание заболевания
  15. Причины развития
  16. Симптомы расстройства
  17. Разновидности и их проявления
  18. Особенности
  19. Методы лечения
  20. Прогноз  
  21. Дизартрия
  22. Бульбарная дизартрия
  23. Псевдобульбарная дизартрия
  24. Подкорковая дизартрия
  25. Мозжечковая дизартрия
  26. Корковая дизартрия
  27. Синкинезии в практической логопедии
  28. Виды
  29. Этиология
  30. Особенности логопедической диагностики
  31. Оценка общей моторики
  32. Оценка пальчиковой моторики
  33. Оценка мимической мускулатуры
  34. Оценка артикуляционной моторики
  35. Коррекционная работа

Почему покалывает язык: 9 возможных причин

Тремор кончика языка

Чувство онемения и покалывания на медицинском языке называют парестезией. Периодически парестезию ощущает каждый — в руке или ноге после долгого пребывания в неудобной позе. Но и с языком такая история тоже случается. Собрали девять самых распространенных причин покалывания в языке.

1. Повреждение язычного нерва

Язычный нерв отвечает за чувствительность передних ⅔ языка. Повредиться он может, например, при пирсинге языка. Или во время хирургических манипуляций у стоматолога (чаще всего нерв задевается при удалении зубов мудрости на нижней челюсти).

Из-за травмы возникают ощущения онемения, покалывания в языке, иногда может изменяться вкус еды и напитков. В 90% случаев эти явления носят временный характер и проходят в течение 2-6 месяцев. Если проблема сохраняется дольше, необходимо обратиться за помощью к стоматологу-хирургу.

2. Оральный аллергический синдром

Попросту говоря, это аллергическая реакция, которая проявляется покалыванием, жжением и отечностью языка, неба и десен. Зачастую к этим симптомам добавляются насморк, чихание и слезотечение.

Оральный аллергический синдром развивается примерно у ¾ людей с аллергией на пыльцу березы, когда они употребляют в пищу сырые овощи и фрукты (такие как яблоки, персики, морковь, сельдерей). Это явление называется перекрестной сенсибилизацией.

Белки, которые содержатся в некоторых овощах и фруктах, схожи с белками пыльцы, поэтому могут вызывать у аллергиков аналогичную реакцию.

В большинстве случаев неприятные симптомы проходят сами по себе. Однако иногда синдром сопровождается сильным отеком, который мешает нормально дышать.

Тогда пациентам приходится вызывать скорую.

3. Афтозный стоматит

Это белые, с красной каймой, язвочки, которые могут образовываться на слизистой рта, языке и губах. Как правило, за 1-2 дня до их появления пациенты начинают ощущать в этих местах покалывание и жжение.

Точные причины афтозного стоматита остаются неясными. Но предполагают, что основную роль в его развитии играют повреждения слизистой и стрессы. Хотя не исключается и аллергический фактор.

Обычно язвочки проходят самостоятельно в течение 1-2 недель.

4. Побочный эффект лекарственных препаратов

Нарушения вкуса и парестезию может вызывать, например, препарат ацетазоламид. Его назначают при глаукоме, отеках, эпилепсии или горной болезни. Побочные эффекты исчезают, как только пациент заканчивает принимать лекарство. Но если лечение переносится тяжело, необходимо проконсультироваться с наблюдающим специалистом.

5. Ожог языка

Возникает, если съесть или выпить что-то очень горячее. Слизистая оболочка заживает быстро, поэтому неприятные ощущения обычно не беспокоят дольше двух дней. Но если болезненность ощущается довольно серьезно, можно выпить безрецептурный анальгетик.

6. Дефицит витамина В12

При нехватке В12 язык выглядит красным, изменяются вкусовые ощущения. Пациенты жалуются на покалывание и онемение в языке, руках и ногах. А еще — на постоянную усталость и слабость. Этот состояние объясняется анемией — уменьшением количества эритроцитов в крови, для образования которых необходим В12.

В дальнейшем В12-дефицитная анемия может привести к необратимым неврологическим нарушениям. Поэтому важно как можно раньше ее диагностировать и начать лечение.

7. Гипогликемия

Иначе — низкий уровень глюкозы в крови, который свидетельствует о сахарном диабете или преддиабетном состоянии. Пациенты с гипогликемией могут периодически ощущать онемение или покалывание в языке и губах.

Другие симптомы этого состояния: жажда, частое мочеиспускание, повышенный аппетит, слабость и раздражительность.

Для подтверждения диагноза необходимо обратиться к терапевту и сдать тесты на определение глюкозы в крови.

8. Мигрень

Некоторые пациенты примерно за час до приступа мигрени начинают ощущать дополнительные симптомы, которые называют аурой.

Чаще всего аура проявляется зрительными нарушениями — например, появлением вспышек света или, наоборот, темных пятен перед глазами.

Но бывает, что больные жалуются на нарушение чувствительности кистей рук, плеч и языка. Когда возникает головная боль, эти ощущения исчезают.

9. Рассеянный склероз

Это заболевание, при котором поражается центральная нервная система. У пациентов разрушается оболочка, в которую «обернуты» отростки нервных клеток. В результате падает скорость, с которой тело и мозг обмениваются сигналами.

А иногда эти сигналы вообще блокируются. Больные могут ощущать онемение и боли в разных участках тела. Со временем возникают проблемы с мышлением, обучением, ходьбой. В конечном итоге рассеянный склероз может стать причиной инвалидности.

Развитие болезни можно замедлить, если вовремя ее диагностировать.

Онемение и покалывание языка также может быть одним из признаков инсульта. Однако сами пациенты обычно не отдают себе отчета в том, что с ними что-то не так. Внимание на подозрительные симптомы обращают окружающие. Помимо невнятной речи, насторожить должны асимметрия лица больного (кривая улыбка) и его неспособность скоординировать движения (попросите человека поднять руки, и одну он поднимет выше, чем другую). В этом случае важно как можно скорее вызвать скорую помощь.

Понравился материал? Ставьте

Источник: https://zen.yandex.ru/media/roott/pochemu-pokalyvaet-iazyk-9-vozmojnyh-prichin-5e2596ebfe289100b1480643

Лекция 3 Дизартрия. Организация коррекционной работы – Архипова Елена Филипповна %

Тремор кончика языка

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Основными принципами коррекционного воздействия при дизартрии являются:

  1. Принцип раннего начала комплексного медико-психолого-педагогического воздействия. Профилактическое и коррекционное воздействие в сенситивные периоды формирования функций.
  2. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития. Учет той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе.
  3. Этиопатогенетический принцип. Учет механизмов нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.
  4. Принцип системности. Процесс коррекции предполагает воздействие на все компоненты речевой функциональной системы.
  5. Принцип развития и учет «зоны ближайшего развития». Постепенное усложнение заданий и материалов в процессе логопедической работы.
  6. Принцип дифференцированного подхода. Учет этиологии, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особен­ностей каждого ребенка и находит свое отражение в организации индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
  7. Принцип кинестетической стимуляции. Обеспечение двигательных и речевых навыков на основе вызывания положительных кинестезий за счет двигательно-кинестетической стимуляции и с опорой на сохранные функции.
  8. Принцип организации совместного взаимодействия взрослого с ребенком в рамках ведущей деятельности возраста ребенка, активное вовлечение родителей в коррекционный процесс и другие.

 ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Логопедическая работа по устранению дизартрии у дошкольников включает пять этапов.

1-й этап — подготовительный. Цель: формирование базиса для коррекции произносительной стороны речи.

Направления:

  • нормализация мышечного тонуса, с этой целью проводится дифференцированный логопедический массаж;
  • развитие моторики артикуляционного ап­парата, с этой целью проводят пассивную и активную гимнастику с функциональной нагрузкой;
  • выработка речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха с помощью дыхательной гимнастики;
  • нормализация голоса по средствам ой гимнастики;
  • формирование просодики направлено на формирование интонационно-выразительной стороны речи;
  • развитие тонкой моторики рук, с этой целью проводят пальцевую гимнастику.

2-й этап — основной. Цель: выработка новых произносительных умений и навыков.

Направления:

  • выработка основных артикуляционных укла­дов,
  • определение последовательности работы над звуками,
  • развитие фонематического слуха,
  • постановка звуков,
  • автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях,
  • дифференциация звуков (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных зву­ков; на уровне слогов, слов).

3-й этап — тренировочный. Цель: выработка коммуникативных умений и навыков.

Направления:

  • выработка самоконтроля;
  • тренировка правильных речевых навыков (звукопроизношения и просодики) в раз­личных речевых ситуациях;
  • тренировка правильных речевых навыков (звукопроизношения и просодики) на усложненном лексико-грамматическом материале.

4-й этап — профилактический. Цель: предупреждение или преодоление вто­ричных нарушений.

5-й этап — заключительный. Цель: подготовка детей к обучению в школе.

 Направления:

  • формирование графо-моторных навыков,
  • развитие связной речи,
  • развитие познавательной деятельности и рас­ширение кругозора ребенка,
  • развитие фонематического восприятия.

Подпишитесь на нашу рассылку и получите статью по дизартрии “Обследование фонематического слуха”

ГЛОССАРИЙ

Амимия (гипомимия) – отсутствие или ослабление выразительности мимической лицевой мускулатуры.

Артикуляция – совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи. Для правильной артикуляции каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется под влиянием слухового и кинестетического контроля правильности произношения.

Атаксия – нарушение движений, проявляющееся в расстройстве их координации.

Гиперкинезы – непроизвольные движения, которые в отличие от синкинезий могут наблюдаться и в покое.

Дистония – патологическое изменение тонуса.

Импрессивная речь – восприятие и понимание речи.

  Иннервация неврологический термин, обозначающий доведение нервного импульса из мозга к мышцам дыхательного, ого и артикуляционного аппарата.

[attention type=yellow]

Кинестетические ощущения – ощущения движения, положения частей собственного тела и проводимых мышечных усилий.

[/attention]

Органы речи – органы, участвующие в образовании звуков речи; к периферическим речевым органам относятся органы дыхания, гортань, полость глотки, рта и носа.

Паралич – полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных путей головного мозга.

Парез – частичный паралич,ограничение объема движений и снижение мышечной силы.

 Просодика – интонационная выразительная окраска речи.

Включает: темп речи, интонации, голос, ые модуляции по высоте и силе, тембр голоса, речевое дыхание, паузы, логическое ударение, дикция и другие.

Саливация – выделение слюны из слюнных желез в ротовую полость.

Синкинезии – дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к движениям, выполняемым преднамеренно или автоматически.

Тремор – дрожание конечностей (особенно пальцев рук)

Экспрессивная речь – активное устное или письменное высказывание.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1.Найдите верную дефиницию, обозначающую понятие АНАРТРИЯ

  1. Нарушение жевания;
  2. Полное или частичное расстройство артикуляции звуков;
  3. Нарушение глотания;
  4. Полное или частичное расстройство голосообразования

2.Для какой формы дизартрии характерны: атония, арефлексия, атрофия?

  1. Мозжечковой;
  2. Бульбарной;
  3. Корковой;
  4. Псевдобульбарной.

3.Для какой формы дизартрии характерно двустороннее поражение пирамидных путей?

  1. Бульбарной;
  2. Псевдобульбарной;
  3. Мозжечковой;
  4. Корковой.

4.Какая форма дизартрии сочетается с алалией у детей?

  1. Корковая;
  2. Мозжечковая;
  3. Подкорковая;
  4. Бульбарная.

5.При какой форме дизартрии отмечается скандированная речь?

  1. Корковой;
  2. Мозжечковой;
  3. Подкорковой;
  4. Бульбарной.

6.При какой форме дизартрии отмечается атаксия артикуляционных движений?

  1.  Корковой;
  2. Мозжечковой;
  3. Подкорковой;
  4. Бульбарной.

7.Что означает термин – ГИПЕРСАЛИВАЦИЯ?

  1. Слабость голоса;
  2. Носовой оттенок голоса;
  3. Нарушение жевания;
  4. Повышенное слюноотделение.

8.Что означает выражение – СКАНДИРОВАННАЯ речь?

  1. Послоговое проговаривание слов;
  2. Повторы слогов в слове;
  3. Недоговаривание окончаний слов;
  4. Выразительная речь.

9.Что означает термин – СИНКИНЕЗИИ?

  1. Содружественные движения;
  2. Насильственные движения;
  3. Повторяющиеся движения;
  4. Некоординированные движения.

10.Что означает термин – ГИПОМИМИЯ?

  1. Слюнотечение;
  2. Ограничение движений языка;
  3. Вялая мимика;
  4. Подёргивание мышц;

11.Что означает термин – ДЕВИАЦИЯ языка?

  1. Дрожание кончика языка;
  2. Нарушение точности движений языка;
  3. Отклонение языка от средней линии;
  4. Напряжение кончика языка.

12.Как называется первый этап логопедической работы при дизартрии?

  1. Подготовительный;
  2. Выработка коммуникативных умений и навыков;
  3. Выработка новых произносительных умений и навыков;
  4. Предупреждение вторичных нарушений.

13.Что не входит в содержание первого этапа логопедической работы при дизартрии?

  1. Постановка звука;
  2. Логопедический массаж;
  3. Артикуляционная гимнастика;
  4. Голосовая гимнастика;

14.Как называются сведения о ребенке, предоставляемые родителями ребенка?

  1. Асфикия;
  2. Агнозия;
  3. Амнезия;
  4. Анамнез.

15.Что означает понятие – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ?

  1. Различение фонем на слух;
  2. Различение фонем в произношении;
  3. Введение фонем в спонтанную речь;
  4. Соотнесение фонемы с графемой.

16.Что означает понятие – ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ?

  1. Понимание речи;
  2. Планирование речи;
  3. Воспроизведение речи;
  4. Восприятие речи.

17.Какую дизартрию вызывает поражение корковых отделов мозга:

  1. Мозжечковую;
  2. Корковую;
  3. Подкорковую;
  4. Бульбарную.

18.Какую дизартрию вызывает поражение ядер черепно-мозговых нервов?

  1. Мозжечковую;
  2. Корковую;
  3. Подкорковую;
  4. Бульбарную.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • Каковы причины дизартрии?
  • В чем заключаются особенности нарушения звукопроизношения при дизартрии?
  • В чем выражается нарушение просодики при дизартрии?
  • Какие формы дизартрии выделяют?
  • Что входит в комплексный метод воздействия при дизартрии?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Составить схему развития речи в онтогенезе.
  2. Составить таблицу по дифференциальной диагностики дислалии и дизартрии.
  3. Составить конспект индивидуального занятия по результатам собственного обследования ребенка с дизартрией.
  4. Подобрать задания для обследования фонематического слуха.
  5. Оформить речевую карту на обследованного ребенка, дать обоснованное логопедическое заключение и составить перспективный план коррекционных мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Архипова Е.Ф.Стертая дизартрия у детей.- М.,2006.
  2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. – М.,2008.
  3. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.,2008
  4. Бадалян Л.О., Журба Л.Г., Тимонина О.В. Детский церебральный паралич. – Киев: Здоровье, 1998.
  5. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия.- М., 2008.
  6. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.,2005
  7. Гуровец Г.В., Маевская С.Н. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии взрослых. //Вопросы логопедии. М., 1978.
  8. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. – Л., 1997.
  9. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М.,2005.
  10. Корнев А.Н. Логопатология. – М., 2006.
  11. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб., 2004.
  12. Логопедия. Учебник для вузов. под ред. Л.С.Волковой. – М.,2004.
  13. Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах.- М., 2009.
  14. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах.- Ростов н/Д.,2009.
  15. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. – М.,2005.
  16. Приходько О.Г.

Архипова Елена Филипповна, профессор, доктор педагогических наук

Источник: https://arkhipovaef.ru/lekcziya-3-dizartriya/

Псевдобульбарная дизартрия: симптомы, причины развития, лечение и прогнозы

Тремор кончика языка

Заболевания неврологического характера чаще всего проявляются с раннего детства. Псевдобульбарная дизартрия не является исключением. Следует заметить, что эта патология стала довольно распространенной, но не все знают, что же скрывается за этим замысловатым названием.

Описание заболевания

Псевдобульбарная дизартрия – это нарушение речевого аппарата, причиной которому является паралич, поражающий артикуляционные мышцы. Они постоянно находятся либо в гипотонусе – расслаблены, либо в гипертонусе – чрезмерно напряжены. Это происходит из-за разрыва пирамидного пути, поэтому влияние коры головного мозга на сегменты спинного мозга нарушается.

Нарушение связи речевого аппарата с ЦНС приводит к сбою работы мышц, отвечающих за воспроизведение звуков. Проблемы с речедвигательным анализатором возникают при двухстороннем поражении корково-ядерных путей, соединяющих ядра бульбарных нервных окончаний.

Говоря простым языком – это заболевание, при котором ребенок физически не может выговаривать отдельные звуки и даже слова, полноценно выражать свои эмоции. Обычно это проявляется следующим образом:

  • быстрая или слишком медленная речь;
  • неразборчивое произношение;
  • недоговаривание окончаний слов;
  • искаженное произнесение звуков либо замена их другими;
  • неестественная малоподвижность мышц нижней части лица;
  • приоткрытый рот
  • непроизвольное вытекание слюны.

Развивается патология при общих поражениях ЦНС различной тяжести, к примеру, детском церебральном параличе. Изменения проявляются у малышей раннего возраста, главным образом, в расстройствах сосания, жевания, глотания, нарушениях дыхательной функции. Это зависит от формы заболевания.

Характерным дифференциальным признаком развития псевдобульбарной дизартрии является именно двухстороннее паралитическое поражение мышц языка, неба, гортани. Как результат, наблюдается ограничение движений, артикуляции и фонации.

В некоторых случаях, при двухстороннем парезе, степень поражения одной стороны органа может преобладать над другой. Иногда сохраняется целый ряд непроизвольных движений, тогда как произвольные просто выпадают.

Причины развития

Как правило, псевдобульбарная (или стертая) дизартрия развивается при органических поражениях мозга ребенка. Произойти они могут в период внутриутробного развития плода, во время родов или же в раннем детстве.

Основные причины:

  1. Перинатальные патологии. К ним относят внутриутробные инфекции, гипоксию плода, а также асфиксию новорожденного. Тяжелые роды могут спровоцировать длительное кислородное голодание мозга, вследствие которого погибают нервные клетки. Потребуется довольно длительный период времени, чтобы сформировать все необходимые навыки и умения. Недоношенные дети имеют намного больше предпосылок к развитию псевдобульбарной дизартрии, чем младенцы, родившиеся в срок.
  2. Родовая травма. В большинстве случаев она ведет к повреждению головного мозга в целом или его отдельных структур. В их числе могут оказаться нервные окончания, провоцирующие развитие дизартрии.
  3. Недоношенная беременность или преждевременные роды.
  4. Резус-конфликт матери и ребенка.
  5. Гидроцефалия, запущенная стадия отита среднего уха.
  6. Черепно-мозговые травмы. Они могут стать причиной развития псевдобульбарной дизартрии не только у детей, но и взрослых людей.
  7. Перенесенные нейроинфекции, такие как энцефалиты, менингиты. Эти заболевания вызывают необратимые изменения нейронных связей и импульсов и также не зависят от возраста пациента.
  8. Наследственный фактор. Поскольку тип нервной системы передается по наследству, то вероятность развития дизартрии намного выше у тех людей, чьи родители тоже страдали этим недугом.

Больше половины случаев псевдобульбарной дизартрии фиксируется у детей с детским церебральным параличом. Оба эти заболевания имеют схожие причины возникновения.

Симптомы расстройства

Признаками псевдобульбарной дизартрии принято считать совокупность нескольких проявлений заболевания. Для этого вида неврологического расстройства характерны нарушения произносительной стороны речи – она сбивчивая, непонятная и ускоренная. Причиной этому является паралич или парез нервных пар, отвечающих за данную деятельность.

Чувствительность отдельных групп лицевых мышц утрачивается из-за поражения следующих пар нервов:

  • 5-ая – лицевой. Контролирует мимическую мускулатуру;
  • 7-ая – тройничный. Его спектр действия распространяется на большую часть лицевых мышц;
  • 9-ая – языкоглоточный. Отвечает за работу корня и спинки языка, глотки, гортани, мягкого неба;
  • 10-ая – блуждающий. Его функция – регуляция речевого аппарата, дыхательной системы и диафрагмы;
  • 11-ая – добавочный. Сфера действия – шея, мышцы плечевого пояса;
  • 12-ая – подъязычный. Контроль над слюноотделением, работой нижней челюсти, подъязычной связкой и кончиком языка.

Как у взрослых, так и у детей, дифференциальным и главным признаком стертой дизартрии является нарушение речи. Независимо от стадии заболевания, мимика у больного нарушается. Дополнительно может присутствовать целый ряд сопутствующих симптомов:

  • отсутствие плавных движений в мимической и общей моторике;
  • тремор языка или рта в целом;
  • гиперсоливация;
  • псевдоскандированность;
  • отклонение языка в одну сторону;
  • гнусавость;
  • спазмы ых связок;
  • гипертонус задней стенки глотки;
  • нарушения глотательного, сосательного рефлекса;
  • общая замедленность движений и темпа речи

В каждом отдельном случае симптоматика имеет свое индивидуальное направление, которое, в свою очередь, зависит от ряда причин. К ним относятся темперамент ребенка, окружающая обстановка и наследственность.

Разновидности и их проявления

Помимо того, что дизартрий существует несколько видов, псевдобульбарная дизартрия, в свою очередь, встречается в таких формах:

1. Паретическая. Для нее характерна гипотония речевой и общей скелетной мускулатуры. Возрастание тонуса может наблюдаться при произвольных движениях. Паретические изменения распространяются на мягкое небо, губные и язычные мышцы. Смена позы тела вызывает затруднения и существенно замедлена.

Движения артикуляционного аппарата не синхронны с дыханием. Часто присутствует обильное слюнотечение или синкинезия. Если голос громкий, то он быстро идет на спад, становится слабый, монотонный, с носовым оттенком.

Произношение звуков смазанное, нечеткое.

[attention type=red]

Сосательный и жевательный рефлексы чаще всего нарушены, но не до критических показателей.

[/attention]

2. Спастическая. Ее характеризуют гиперкинезия мышц гортани и губ, спазматический парез языка, нарушенный тонус мягкого неба. Речь монотонная, назализованная. Удержание и смена артикуляционной позы вызывает затруднения, часто присутствует беззвучная артикуляция.

Речевая мускулатура находится в постоянном напряжении, ее приводят в действие спазмы губных и языковых мышц. Сосание и глотание вызывает определенные проблемы, дыхание неритмичное и слабо выраженное. Выдох короткий, а речь может быть на вдохе.

Во время спазматических проявлений ребенок не может поддерживать темп разговора, поэтому намеренно употребляет короткие фразы или отдельные слова. Смысл речи сохраняется, но разборчивость довольно низкая и зависит от ых данных.

3. Смешанная. Наиболее распространенная форма псевдобульбарной дизартрии. Сложность заболевания состоит в том, что соседние группы мышц пребывают в различной степени напряжения. К примеру, щеки и губы находятся в повышенном тонусе, а мускулатура языка недостаточно напряжена.

4. Самая тяжелая форма – анартрия, для которой характерны глубокие поражения мышц и полное отсутствие произвольной моторики и в речевом, и артикуляционном аппарате. Лицо страдающего этой формой заболевания ребенка напоминает маску с постоянно открытым ртом.

Язык лежит, не двигаясь, на дне ротовой полости, резко ограниченны движения губ. Жевание и глотание затруднены. Вразумительной речи нет вообще, иногда малыш выговаривает отдельные звуки.

При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются такие проявления, как снижение мышечной функциональности языка, гиперсаливация, поперхивание. Эти дифференциальные признаки заболевания можно заметить уже в первый год жизни ребенка. Со временем к ним присоединяются и другие симптомы.

В речевой деятельности страдает произношение сонорных, свистящих и шипящих звуков. Эти проявления характерны для всех форм болезни.

Особенности

Наиболее распространенной является стретая дизартрия средней степени тяжести. Однако и она же лучше других ее видов поддается коррекции.

Ребенок, пребывающий в этой стадии дизартрии, не может воспроизводить такие, казалось бы, простые действия, как:

  • надувание щек;
  • растягивание губ;
  • поворот кончика языка в стороны или вверх;
  • плотное смыкание губ и удержание этого положения.

Произнося слова, ребенок непроизвольно заменяет звонкие согласные звуки глухими. Из-за этого речь получается невнятной и смазанной. Нарушение работы мышц речевого пояса добавляет к произношению характерный хлюпающий звук.

Со временем ребенок начинает стесняться своей дикции, видя, что окружающие его не понимают и постоянно пытаются его поправлять. В итоге он самоизолируется, становится замкнутым, максимально ограничивает свои контакты со сверстниками и взрослыми.

При псевдобульбарной дизартрии довольно часто наблюдаются нарушения общей моторики, особенно страдает дифференцированная мелкая моторика рук.

Методы лечения

Поскольку стертая дизартрия – проблема неврологическая, то, соответственно, понадобится помощь невролога. Хотя логопед тоже принимает активное участие в процессе лечения. Проводятся неврологические тесты, результаты прохождения которых дают основания для дальнейших исследований анамнеза.

Для точной диагностики заболевания понадобится пройти следующие обследования:

  • МРТ либо эхо-исследование головного мозга;
  • электронейрографию;
  • электромиографию;
  • электроэнцефалографию;
  • трансканальную магнитную стимуляцию.

Магнитно-резонансная томография головного мозга дает возможность выявить повреждения его структуры, наличие новообразований или воспалительного процесса. Остальные исследования помогают определить степень поражения для подбора правильного и самого результативного метода лечения.

Правильно подобранная индивидуальная терапия позволяет добиться положительной динамики развития заболевания.

Способ лечения псевдобульбарной дизартрии определяет врач-невролог или психоневролог совместно с логопедом. В зависимости от разновидности и стадии заболевания практикуется использование следующих методик:

  • коррекция с помощью логопедических приемов;
  • медикаментозная терапия;
  • курс сеансов массажа;
  • ЛФК;
  • дыхательные упражнения.

Проявления дизартрии, даже если не исчезают полностью, то становятся контролируемыми и практически не заметными. Действие фармакологических препаратов направлено на облегчение симптомов и общего состояния больного.

Прогноз  

Дети с проблемами дикции всегда были и есть поводом для насмешек среди сверстников. Поэтому, чтобы не усложнять жизнь своему чаду и себе, следует как можно раньше определить причину нарушений речевого аппарата.

По мере умственного и физического развития у малыша формируется манера общения.

Если взрослые члены семьи его понимают, не делают замечаний и не обращаются за помощью к специалисту, то ребенок уверен, что правильно выговаривает звуки, хотя на самом деле это не так.

Выявленная в раннем возрасте псевдобульбарная дизартрия позволяет правильно разработать методику лечения и не допустить прогрессирования болезни. Шанс на выздоровление имеют все дети, учитывая наличие современных интерактивных методов лечения.

[attention type=green]

Занятия с логопедом проходят в виде увлекательной игры. Ребенок сам не замечает, когда начинает выговаривать ту или иную букву или их сочетания.

[/attention]

Однако положительная динамика наблюдается не всегда. При тяжелых формах ДЦП терапия не дает желаемого эффекта. 

В целом, прогноз по данному заболеванию не очень оптимистичный. Полностью восстановить чувствительность нервных окончаний практически невозможно. Пациентам с псевдобульбарной дизартрией нужно просто научиться жить со своей болезнью.          

Источник: https://arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/psevdobulbarnaya-dizartriya-simptomyi-prichinyi-razvitiya-lechenie-i-prognozyi

Дизартрия

Тремор кончика языка

Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.

Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи.

Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.

В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Дизартрия

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают:

Степень выраженности дизартрии коррелирует с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных:

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом (БАС), сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

[attention type=yellow]

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

[/attention]

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

  • 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
  • 2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
  • 3 степень – понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
  • 4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, ых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений.

При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация).

В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи».

При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена.

В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

[attention type=red]

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков.

[/attention]

При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных.

Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

https://www.youtube.com/watch?v=TfVdZRnYbzk

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым.

Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью ых модуляций).

Бульбарная дизартрия

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

Псевдобульбарная дизартрия

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении.

При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия.

Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Подкорковая дизартрия

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Мозжечковая дизартрия

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики.

Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков.

При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют.

С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию).

Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез.

Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи.

Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом.

  1. Неврологическая диагностика. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии – ЭЭГ, электронейромиографии – ЭНМГ), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.
  2. Логопедическое обследование. Включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие:

  • мелкой моторики (пальчиковая гимнастика),
  • моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика);
  • физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика),
  • голоса (ортофонические упражнения);
  • коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

[attention type=green]

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

[/attention]

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции.

Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysarthtia

Синкинезии в практической логопедии

Тремор кончика языка

Кроме речевой симптоматики, у детей с неврологическими патологиями наблюдаются и другие изменения. Синкинезии в логопедии – это непроизвольные движения, сопутствующие произвольным. Например, при поднятии языка поднимается верхняя губа.

Подобные явления могут наблюдаться не только в артикуляционной моторике, но и в скелетной мускулатуре. Особенно в отделах, связанных с речевыми центрами коры головного мозга. Иногда во время разговора ребенок двигает пальцами, хотя в этом нет необходимости, – это синкинезия. Такие непроизвольные движения являются одним из признаков сложных речевых расстройств.

Виды

Существует несколько разновидностей непроизвольных сопутствующих движений, которые могут проявляться у людей с нарушениями речи.

  1. Синкинезии лицевой мускулатуры. Причина их возникновения – патология лицевого нерва. Происходит напряжение мышц, приводящее к их непроизвольному сокращению. Такая патология появляется не только в момент речи, но и во время совершения движений, в которых оказываются задействованными мышцы лица (жевание, моргание и т. д.).
  2. Оральные синкинезии могут наблюдаться у младенцев. Это нормальное явление, проходящее к концу 3-го месяца жизни. Но если они сохраняются, то могут пагубно сказаться на формировании артикуляционной моторики, что приведет к нарушению звукопроизношения.
  3. Патологические синкинезии являются отражением действий здоровой конечности. Например, при поднятии правой ноги непроизвольно поднимается левая. Или во время речи возникает подергивание ноги или руки.

Синкинезии часто сопровождают дизартрические расстройства, особенно когда у человек испытывает сильное психоэмоциональное напряжение. Происходит нарушение артикуляционной моторики, иногда появляется гиперсаливация (сильное слюнотечение).

При диагностике логопед отмечает наличие тремора (дрожания) языка, нарушение работы мимической мускулатуры, непроизвольные движения нижней челюсти. Коррекционную работу над преодолением синкинезий в логопедии проводят параллельно с другими видами работ при речевых расстройствах.

Этиология

Раньше медики и логопеды полагали, что справиться с данной патологией нельзя. Считалось, что причина – необратимое нарушение иннервации лицевого нерва. Но дальнейшие исследования и уточнение определения показали, что этиология синкинезий – обширна, соответственно можно подобрать методики по их преодолению. Причины:

  • Расстройства центральной нервной системы (ЦНС).
  • Нарушения работы коры головного мозга (КГМ).
  • Нарушения общего мышечного тонуса.
  • Дизартрия.
  • Патологические рефлексы.
  • Перенесенный инсульт.
  • Неправильная работа мимической мускулатуры.
  • Черепно-мозговые травмы.

Все перечисленные причины – серьезные, и требуют медицинских знаний, чтобы подобрать правильное лечение. Поэтому детям, в анамнезе которых есть синкинезии, оказывают комплексную помощь, в том числе и медицинскую. Это повышает эффективность коррекционной работы.

Особенности логопедической диагностики

Наличие непроизвольных сопутствующих движений можно выявить и на логопедическом обследовании. Для этого проверяют состояние моторной сферы: общей, пальчиковой, артикуляционной и мимической.

Оценка общей моторики

Для ее оценивания предлагают упражнения на статику (удержание) определенной позы и динамические задания:

  • стояние поочередно на одной ноге под счет до 5;
  • вытянуть одну ногу и руки вперед, закрыть глаза и попытаться удержать это положение под счет до 5;
  • прыжки на месте;
  • бег на месте;
  • марш под счет с одновременным поднятием ног и рук.

Специалист обращает внимание на координацию, на наличие сопутствующих движений: например, при поднятии ноги ребенок может высовывать язык или при стоянии на одной ноге вторая пытается распрямиться и др.

Также оценивается и состояние ребенка: насколько быстро он устает, как реагирует, если задание не получается. Иногда дети с нарушениями мышечного тонуса могут отказываться выполнять какие-либо задания, потому что они испытывают физический дискомфорт.

Например, могут быть болезненные ощущения при выпрямлении ноги или руки. Все это признак нарушения общей моторной сферы.

Оценка пальчиковой моторики

Множество исследований доказали, что пальчиковая моторика связана с работой речевых центров. Поэтому ей уделяется особое внимание в коррекционной работе. Если ребенок испытывает затруднения в освоении тонких дифференцированных движений пальцами, то у него могут возникнуть сложности в формировании звукопроизношения.

Все упражнения выполняют в определенной последовательности. Сначала делают правой рукой, потом левой и обеими одновременно. Удерживать позы нужно под счет до 5.

  • Удерживать прямую ладонь со сближенными пальцами в вертикальном положении.
  • Аналогичное задание, только пальцы разводят в стороны.
  • Выставить большой палец и мизинец.
  • Сделать позу «зайчик» − выставить указательный и средний пальцы, остальные  собрать в щепоть.
  • Указательный и мизинец выпрямлены, остальные собраны в кулак.
  • Средний палец положить на указательный.
  • Соединить поочередно все пальцы с большим («Кольцо»). Сначала на одной руке, потом на другой и на обеих одновременно.
  • Пальцы сжимают в кулак и разжимают несколько раз.
  • Ладонь помещают на стол и соединяют−разъединяют пальцы.
  • Делают из пальцев кольцо, затем раскрывают ладонь 5-8 раз.
  • Одна кисть в положении «открытой ладони», другая сжата в кулак. Затем они меняются местами и так повторяют несколько раз.

Во время выполнения вышеперечисленных упражнений логопед обращает внимание на точность их выполнения; координацию; трудности в переключении. Синкинезии могут проявляться в содружественных движениях мимических мышц (например, опускание нижней челюсти, поднятие языка и др.) или одновременном выполнении всех проб на обеих руках.

Оценка мимической мускулатуры

Часто при тяжелых речевых расстройствах отмечается нарушение лицевой моторики. Для ее проверки ребенку предлагают изобразить эмоции удивления, злости, грусти, радости. При выполнении этого задания могут проявиться лицевые и оральные синкинезии. Ребенку перед выполнением показывают картинки с изображением этих эмоций, если у него возникают затруднения с пониманием инструкции.

Оценка артикуляционной моторики

Для проверки предлагают задания на удержание позы и на проверку динамической стороны.

  • Сделать губы трубочкой, округлить, улыбнуться.
  • Широко открыть рот и закрыть его несколько раз.
  • Положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Вытянуть узкий язык.
  • Поднимать−опускать язык.
  • Двигать языком влево−вправо.
  • Удерживать в форме «Чашечки».
  • Присосать кончик языка к небу («Грибок») и удерживать в таком положении.
  • Сделать «Грибок» и поднимать−опускать нижнюю челюсть.
  • Сделать «Лошадку».

Во время выполнения упражнений специалист смотрит на точность движений; особенности переключения; наличие тремора языка и состояние его мышечного тонуса. При дизартрии во время проверки артикуляционной моторики могут проявиться синкинезии. Например, при опускании языка вниз ребенок морщит лоб или опускается верхняя губа, могут возникать и другие виды непроизвольных движений.

Коррекционная работа

Чтобы преодолеть синкинезии нужно комплексное воздействие. Это упражнения для улучшения состояния общей моторики, расслабление мышечного тонуса. Поэтому таким пациентам часто рекомендуют заняться плаванием, потому что оно благотворно влияет не только двигательную активность, но и на нервную систему.

Дети с наличием синкинезий посещают занятия ЛФК, проходят курсы терапевтических массажей, которые назначает врач.

Если они проявляются в артикуляционной и лицевой моторике, то добавляют курс логопедического массажа. Выполнять его должен только логопед, окончивший специальные курсы.

В домашних условиях можно делать несложный самомассаж, также благотворно влияющий на лицевые и артикуляционные мышцы.

При дизартрии назначают медикаментозное лечение. Оно не только стимулирует работу речевых центров, но и влияет на состояние мышечного тонуса.

Чем раньше родители обратились за консультацией к специалисту, тем эффективнее будет коррекционная работа. Преодоление синкинезий благотворно влияет не только на речевую деятельность, но и на нервную систему и состояние мышечного тонуса.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logopediya/sinkinezii-v-logopedii/

Сам себе врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: