Умственное развитие ребенка в раннем детстве

Содержание
  1. Умственное и интеллектуальное развитие ребенка
  2. Ум и интеллект — это одно и то же?
  3. Типы умственного развития ребенка
  4. Лингвистический тип
  5. Логико-математический тип
  6. Пространственный тип
  7. Музыкальный тип
  8. Двигательный тип
  9. Межличностный тип
  10. Стадии интеллектуального развития
  11. 1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2-х лет)
  12. 2. Дооперационная стадия (с 2 до 7 лет)
  13. 3. Стадия конкретных операций ( с 7 до 11 лет)
  14. 4. Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет )
  15. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста
  16. Исследования развития памяти
  17. Исследование развития мышления
  18. Тест для изучения самооценки у дошкольников (по Т.Д. Марциновской)
  19. Исследования развития восприятия
  20. Исследования креативности
  21. Отличия развития умственных способностей у детей раннего возраста
  22. С какого возраста начинать умственное воспитание ребенка?
  23. Примеры и методы развития умственных способностей
  24. Особенности развития у детей от 1 до 4 лет
  25. Особенности развития у детей от 4 до 7 лет
  26. Как раскрыть потонцеальные возможности ребенка
  27. Влияние раннего развития на формирование личности
  28. Факторы благоприятного воздействия на развитие умственных способностей
  29. Умственное развития у детей раннего возраста: особенности и рекомендации
  30. С какого возраста стоит начинать занятия для умственного развития ребенка?
  31. Методики и способы раннего развития
  32. Как раскрыть потенциал ребенка
  33. Взаимосвязь раннего развития с последующим формированием личности ребенка
  34. Умственное развитие ребенка и факторы, благотворно на него воздействующие
  35. Какие методики рекомендованы для раннего умственного развития?
  36. Умственное развитие ребенка
  37. Этапы интеллектуального развития ребенка
  38. Эмоциональное, речевое и логическое развитие
  39. Как стимулировать развитие умственных способностей ребенка?
  40. Современные методики развития умственных способностей дошкольников
  41. КАКИЕ СПОСОБНОСТИ НАЗЫВАЮТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ?
  42. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
  43. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  44. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  45. ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Умственное и интеллектуальное развитие ребенка

Умственное развитие ребенка в раннем детстве

Главных факторов, определяющих ум и интеллект ребенка, всего два. Первый из них — это наследственность. А второй — окружение, в котором растет и развивается малыш.

И если наследственные факторы — это неуправляемый и непредсказуемый процесс, то создание развивающей среды под силу любой заботливой семье.

Важно понимать, что ребенку можно навредить как отсутствием родительского воспитания, так и круглосуточной интеллектуальной нагрузкой до психического срыва. Поэтому давайте разберемся, в чем есть тонкости умственного и интеллектуального развития и как правильно на них влиять.

Ум и интеллект — это одно и то же?

Вообще, эти понятия достаточно близки и их часто путают. Но это не одно и то же.

Начальные умственные способности у ребенка определяются его наследственными факторами.

Они проявляются в способности малыша адекватно реагировать на окружающую среду. Например, после двух месяцев он проявляет “комплекс оживления”, когда видит маму. Далее, взрослея, ребенок понимает, что у бабушки конфеты выпросить проще, чем у папы; а когда у мамы плохое настроение, то лучше не попадаться ей на глаза. Это значит, что ребенок становится “умнее”.

Выраженная склонность ребенка к чтению или игре на музыкальных инструментах, или решению сложных задач — это тоже врожденные способности.

[attention type=yellow]

По мере взросления ребенка его умственное развитие замедляется и, по мнению многих научных школ, прекращается в районе 20-25 лет на моменте окончательного формирования мозга.

[/attention]

Но! Зато с возрастом усиливается значение интеллектуального развития детей. Основой интеллектуального развития ребенка является семейное, дошкольное, школьное образование.

Нельзя рассчитывать на то, что развитие интеллекта и воспитание ребенка — это задача только для воспитателей и учителей.

Ни в коем случае! В семьях, где родители заботятся о развитии малыша: разговаривают с крохой с самого момента рождения, читают ему книжки, отвечают на миллион «почему», выбирают ему подходящие занятия и кружки — в таких семьях дети успешно реализуют потенциал своих умственных способностей.

Типы умственного развития ребенка

С момента рождения все дети отличаются друг от друга. Развитие каждого ребенка идет по индивидуальной схеме и во многом зависит от генетического фактора. Начальные задатки ребенка будут в немалой степени определяться способностями и увлечениями родителей. Очень рано у ребенка начнет проявляться определенный тип умственного развития.

Лингвистический тип

Дети этого типа легко и безболезненно научаются читать и писать. Отличные рассказчики, обладают богатым словарным запасом. Легко запоминают большие объемы информации. Могут бесконечно рассматривать, читать и перечитывать любимые книги.

В будущем для них привлекательны такие профессии, как журналист, педагог, политик, писатель.

Логико-математический тип

Будущие математики, физики, изобретатели с раннего возраста любят наблюдать, перекладывать, сортировать. Им нравится считать в голове, легко даются шашки, шахматы.

Во многом они воспринимают окружающий мир через цифры и формулы. Цифровой мир — это их мир. ”Не от мира сего”- это часто про них.

Пространственный тип

Дети такого типа мыслят объемно, пространственно. Любят делать перестановки в комнате, видят вещи в их взаимосвязи, обладают вкусом. Они с малого детства любят рисовать, конструировать, изобретать.

В будущем плодами их воображения становятся различные изобретения, красивые здания, дизайнерские решения. Наиболее часто встречается у художников, архитекторов, дизайнеров, конструкторов.

Музыкальный тип

Большую часть окружающего мира дети с таким типом развития воспринимают через музыкальное сопровождение. Они быстро запоминают мелодии, имеют музыкальный слух, хорошо двигаются под музыку, тоньше чувствуют ые интонации. Любят думать, двигаться и даже засыпать под музыку.

Это будущие артисты, музыканты, художники.

Двигательный тип

Им наделены дети, которым легче обучаться в движении. Не усидчивы, очень активны. Они хорошо развиты физически, отлично проявляют себя на уроках труда. При этом хорошо выражают свои чувства, артистичны. Не заметить их просто невозможно.

В них хорошо просматривается актерская или спортивная жилка.

Межличностный тип

Ребенок быстро находит общий язык и легко общается с другими людьми, даже незнакомыми. Про таких говорят: “Язык до Киева доведет”.

Часто встречается у политиков, актеров, ораторов, торговцев, .

В различных сочетаниях у каждого ребенка встречаются все типы умственного развития. Задача родителей заключается в своевременном определении ведущих способностей ребенка, которые необходимо системно развивать и поддерживать.

Врожденные умственные способности — это важная составляющая успешного обучения, но не главная. Не всегда из одаренного ребенка вырастает глубокая творческая личность. И наоборот, средние способности при большом усердии в обучении, посещении дополнительных занятий, кружков могут стать основой для развития высокоинтеллектуальной личности.

Пора разобраться, что такое интеллектуальное развитие и как “накопить” интеллект.

Стадии интеллектуального развития

Интеллектуальное развитие базируется на развитии основных психических процессов — памяти, мышления, восприятия, воображения. В процессе развития интеллекта выделяются несколько стадий.

1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2-х лет)

Интеллектуальное развитие в этом возрасте – это стихийный процесс, возникающий из предметно-житейского опыта ребенка.

Сначала между ребенком и окружающей средой возникают предметные действия. Ребенок познает окружающий мир с помощью органов чувств путем воздействия на предметы. Для этого ему необходимо их рассмотреть, потрогать, стукнуть, бросить, попробовать “на зуб”.

[attention type=red]

К примеру, крепко сжатые кулачки младенца к 2-м месяцам начинают расслабляться. Он берет игрушку, она «тренирует» руку. Рука «тренирует» глаз, так как зрительное отражение движений рук усиливает процесс самосознания. Глаз «тренирует» руку за счет развития глазомера и точности.

[/attention]

Понятно, что родителям необходимо подбирать яркие, привлекательные игрушки с разными свойствами и размерами.

2. Дооперационная стадия (с 2 до 7 лет)

Начало этой стадии – усвоение речевых звуков родного языка и способность ребенка к символическим действиям, например, помахать ручкой при прощании или покормить куклу. Наиболее ярко символическое мышление проявляется в детских играх.

По мере расширения и усложнения опыта ребенка происходит превращение предметных действий в умственные операции, то есть действия, выполняемые во внутреннем, мысленном плане.

Это, например, устный счет до 10, различение понятий “справа и слева”, определение времени года по словесному описанию (в какое время года идет снег, и детишки катаются на санках?).

Разнообразие взаимодействия ребенка с миром все в большей степени приобретает интеллектуальное содержание.

В этом возрасте ребенок становится «почемучкой». Задача родителей давать развернутые вопросы на различные вопросы ребенка. На многие “почему” не всегда есть однозначный ответ, поэтому будет очень полезно порассуждать вместе с малышом о различных вариантах решения вопроса.

Ребенку важно научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отвергая и не избегая ситуаций, которые его вызывают.

3. Стадия конкретных операций ( с 7 до 11 лет)

В 6-7 лет ребенок идет в школу, получение знаний приобретает системный характер. Но обучение в этом возрасте методически построено на ярких, понятных примерах, особенно в 1-2 классе начальной школы. Ребенок осваивает чтение, письмо, счет. С помощью практических опытов постигает все больше и больше абстрактных понятий.

Например, убеждается в неизменности количественных, размерных, весовых показателей предметов при их перемещениях, перекладываниях.

[attention type=green]

Если три конфеты, зеленый мячик или тяжелый брусок переложить из маленькой коробки в большую, то, к сожалению, конфет от этого больше не станет, да и мячик не изменит свой цвет, и брусок точно не станет легче.

[/attention]

Ничего не изменится: свойства предметов останутся прежними. Так на практике постигается принцип сохранения.

Родителям очень важно поддерживать новые познавательные и творческие начинания своего юного испытателя, даже если они неудачны. Надо относиться к ним с уважением и теплотой: ребенок старается не только для себя, но и для тех, кого любит.

4. Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет )

В этом возрасте формируются начальные научные представления об окружающем мире без взаимосвязи с конкретной реальностью. Это значит, что ребенку уже не обязательно, да часто и просто невозможно, увидеть, потрогать, измерить объект изучения, чтобы понять его. Ведь на уроках он уже знакомится с химическими элементами, строением молекулы, законами физики.

Кроме того, он становится способен к саморазвитию, самообучению. Он может сам сформулировать интересующий его вопрос, найти подходящий источник знаний, изучить ответ и применить полученные знания.

В этом возрасте у ребенка должна быть возможность побыть одному, самому позаниматься своими делами. Избыток опеки может затормозить саморазвитие и творчество.

Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста

Существует много методов диагностики умственных возможностей и интеллектуального развития ребенка. Для примера и понимания приведем несколько тестов, которые проходит дошкольник у психолога перед поступлением в в 1-ый класс.

Исследования развития памяти

Уровень развития памяти у ребенка можно оценить по следующим заданиям:

Три раза равномерно, с перерывами произносится ряд двузначных чисел (до 20) в произвольном порядке. Например, 15, 12, 10, 18, 16, 19, 17, 11 (общим количеством 8 штук).

Каждое правильно воспроизведенное число — 10%. Норма — 60%.

Предлагается ребенку в течение минуты посмотреть на 10 предметов, лежащих на столе. Далее, уже несмотря на стол, по памяти, он называет предметы, которые запомнил

Норма — не менее 60%.

Подбирается 8 пар слов по принципу: часть — целое. Например: колесо — машина; листья — дерево; капля — дождь и т.д. Произносятся пары с интервалом в 2 — 3 секунды. После короткого перерыва (15 сек) вторично произносятся только первые слова, второе слово ребенок должен вспомнить сам.

Норма — не менее 60%.

Исследование развития мышления

Развитие мышления взаимосвязано с развитием памяти, внимания, двигательной активностью. У дошкольников этот процесс дополняется ростом его самопознания. Ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на мнение близких людей.

Тест для изучения самооценки у дошкольников (по Т.Д. Марциновской)

Предлагается рисунок лестницы из 7 ступенек. Посредине ее нужно расположить фигурку человека. Ребенку объясняют задание: видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших хороших детей; чем выше, тем лучше дети, на самой вершинке — самые хорошие. На какую ступеньку ты сам себя поставишь?”

Оценка. Считается нормой, если дети предшкольного возраста ставят себя на ступеньку “очень хорошие” и даже “самые хорошие дети“. Положение любой из низших ступенек (тем более на самой низшей) говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

Исследования развития восприятия

При достаточно развитом восприятии дошкольник знает основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат ) ,оценивает положение предметов в пространстве (выше — ниже, вправо — влево), мысленно находит часть целого и достраивает из фрагментов целые образы.

Тест. Выделить части из целого по какому-либо признаку.Например, кошка: голова, лапы,туловище, хвост. Проще, если перед ребенком находится реальный предмет анализа. Сложнее разложение мысленного образа объекта.

Определение более 60% частей предмета считается достаточным.

Исследования креативности

Творческие способности у детей могут проявляться по-разному. Предлагаемый тест (по А.Р. Лурия) оценивает степень владения обобщающими понятиями и оригинальность предлагаемых решений.

Ребенку предлагается запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам рисует лаконичный эскиз, который потом помогает ему это слово воспроизвести (рисунок как средство для запоминания слова).

Дается 10 слов (словосочетаний). Например, солнце, снег, веселый мальчик, грустная лошадка, вкусная сосиска и т.д. После прослушивания ряда слов и создания соответствующих рисунков ребенок по своим эскизам воспроизводит заданные слова

Норма — 60% воспроизведенных слов.

Самое главное, что хотелось бы донести по родителей — это то, что врожденные умственные способности не гарантируют ребенку отличных знаний и успешной карьеры в будущем. Очень важно не допустить появления у одаренного ребенка звездной болезни, которая не даст ему успешно и системно развиваться.

Ребенка со средними и слабыми способностями нужно поддерживать, вселять уверенность в своих силах. Для этого следует много и доброжелательно общаться с ребенком, давать знания, развивать все стороны детской личности.

И помним: востребованными и высококлассными специалистами не рождаются, а становятся!

Источник: https://kukuriku.ru/razvitie/psychological/umstvennoe/

Отличия развития умственных способностей у детей раннего возраста

Умственное развитие ребенка в раннем детстве

Умственное развитие ребенка раннего возраста определяется как количеством и характером имеющихся у него знаний, так и формированием процессов познания – восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания.

Развивающие занятия с детьми нужны не для того, чтобы вырастить гениев.

Их задача – стимулировать познавательную деятельность, помочь ребенку легче и быстрее адаптироваться в социуме и начать применять полученные знания в жизни.

С какого возраста начинать умственное воспитание ребенка?

В России принято отправлять детей в школу с 7 лет, поэтому все методики, которые рассчитаны на занятия в младшем возрасте, воспринимаются как ранние.

Родители делятся на два лагеря. Одни бросают все силы на то, чтобы их ребенок начал развиваться уже с первых дней жизни. Вторые опасаются, что умственные нагрузки могут повредить их сыну или дочери, поэтому, как бы им ни хотелось примкнуть к первым, они этого не делают.

Человеческий мозг устроен так, что период его наибольшей активности приходится на первые семь лет жизни.

[attention type=yellow]

Это не означает, что после семи лет дети становятся глупее или теряют способность к обучению, но в младшем возрасте существует природная предрасположенность к быстрому усвоению новой информации, есть тяга к познанию мира.

[/attention]

Если эту предрасположенность у ребенка не поддерживать ранними занятиями, в школе ему будет сложнее по сравнению с теми, с кем занимались буквально «с пеленок».

Примеры и методы развития умственных способностей

Есть несколько простых принципов, которые необходимо соблюдать для того, чтобы интеллектуальное развитие детей раннего возраста было эффективным и безопасным:

  • Занятия должны быть построены как игра: например, не просто рисовать линии, а помогать муравьишке добраться до своего домика, не просто складывать и вычитать, а делиться яблоками или пирожками и т. д.
  • Чем младше ребенок, тем короче должно быть занятие. В идеале оно должно заканчиваться раньше, чем ребенок этого захочет. Для годовалого малыша достаточно и нескольких минут, к трем годам он уже сможет заниматься одним делом на протяжении 15–20 минут.
  • Обучение должно приносить удовольствие всем участникам. Занятия для дошкольников не предполагают заданий, обязательных к выполнению. Пусть ребенок делает то, что нравится. Также, если мама занимается только потому, что «так надо», вряд ли от обучения будет ожидаемый эффект, ведь дети отлично чувствуют состояние взрослых.
  • Развитие умственных способностей не должно становиться для родителей навязчивой идеей. Если занятие «не идет», значит, ребенок не в духе или же предлагаемый материал еще сложен для него. Не нужно всеми силами пытаться развивать малыша через его сопротивление. И точно не стоит требовать от него слишком многого. Как бы ни хотелось усадить трехлетку за музыкальный инструмент или научить двухлетнего малыша считать, стоит отличать собственные амбиции от реальных способностей и возможностей своего сына или дочери и вовремя останавливаться.

Разные периоды жизни ребенка связаны с формированием различных отделов головного мозга, поэтому развивающие методики необходимо подбирать с учетом этого фактора.

  • В первые годы жизни быстро развивается память, поэтому имеет смысл давать больше заданий на ее тренировку. Например, учить вместе с малышом стихотворения и песни.
  • В период от года до трех лет активно развивается устная речь, в это время важно много разговаривать с ребенком не только на родном языке, но и на иностранном.
  • Сенсорное развитие – тренировка умения видеть, слышать, ощущать – актуально в возрасте от 0 до 5,5 лет.

Наиболее полно периоды восприимчивости детей к определенным видам деятельности описываются Марией Монтессори и ее последователями. Несмотря на то, что у методики развития Монтессори имеются как преимущества, так и недостатки, само описание данных периодов находит применение в педагогической практике по всему миру.

Особенности развития у детей от 1 до 4 лет

Развитие ребенка 3 лет характеризуется формированием самостоятельности детей. У них появляется предметно-игровая деятельность, они познают мир с помощью игр. У ребенка в этот период улучшается восприятие, речь, образное мышление.

Знакомясь с предметами, малыш узнаёт их форму, цвет, размер. Развитие ребенка 4 лет связано с наблюдением за взрослыми. Дети смотрят на жесты, мимику, поведение и слова мамы с папой и копируют их. Поэтому очень важно в это время следить за собой.

Вы не можете укорять сына или дочь в неподобающем поведении, если сами поступаете так же.

Особенности развития у детей от 4 до 7 лет

Развитие ребенка 5 лет предполагает активное формирование памяти. В этот период дети легко запоминают любой материал. Чем больше эмоций вызывает информация, чем осмысленнее она, тем быстрее малыш её запомнит. В этом возрасте ребенок уже может опираться пусть на небольшой, но всё же жизненный опыт.

Развитие ребенка 7 лет – особенно сложная стадия. Ведь малыш переходит из детского сада в школу, у него меняется распорядок дня, появляются новые знакомства, он впитывает в себя огромный объём новой информации.

Поэтому важно подготовить сына или дочь к этому периоду, чтобы его интеллектуальных способностей хватило на познание мира.

Как раскрыть потонцеальные возможности ребенка

Ни один специалист по раннему развитию не сможет сказать, в каком возрасте у ребенка могут проявиться склонности к тому или иному виду занятий. У кого-то четко прослеживается любовь к определенной деятельности уже в годовалом возрасте, кто-то начинает проявлять свои способности уже ближе к школе.

Если ребенок проявляет одинаковую активность в различных сферах, определить его потенциальные возможности может помочь педагог-психолог. Стандартные тестирования, такие как тест на IQ, можно использовать у школьников, а для малышей будут полезны специальные задания с яркими картинками, игры, пересказ сюжетов из сказок.

Чтобы распознать склонности ребенка, наблюдайте за ним. Если малыш быстро схватывает информацию и выполняет определенные задания быстрее, чем сверстники, – это признак способностей. Также обязательное условие – вовлеченность, то есть ребенку должно нравиться то, что он делает.

После того, как родителям самим или после консультации с психологом удалось выявить потенциал ребенка, остается только его поддерживать.

Например, если малышу нравится рисовать, имеет смысл приобретать ему новые материалы, предлагать не только альбом, но и ватман, не только гуашь, но и акварель, акрил и т. д.

В зависимости от возраста также можно подумать о том, чтобы отдать ребенка в кружок или секцию.

Влияние раннего развития на формирование личности

Самый главный аргумент против ранних занятий: из-за них ребенок лишается своего детства.

На самом же деле развитие умственных способностей происходит даже в том случае, если его так не называть: когда родители играют и много разговаривают с ребенком, не ограничивают его познавательную деятельность, мозг малыша интенсивно развивается. Различные методики только помогают выбрать правильное русло, в котором ребенок может обучаться.

У детей, с которыми с младенчества много занимались родители и которые посещали развивающие занятия, уже к трем годам отмечаются навыки хорошей концентрации внимания, способности к быстрой обработке информации.

[attention type=red]

В дальнейшем у таких детей будет легче происходить процесс обучения чему-либо, они быстрее научатся читать, писать, считать.

[/attention]

«Побочный» эффект – воспитанность и дисциплинированность, которые всегда сопутствуют методикам развития интеллекта.

Факторы благоприятного воздействия на развитие умственных способностей

Для того, чтобы мозг ребенка развивался правильно и своевременно, недостаточно просто отдать сына или дочь на развивающие занятия. Ключевую роль играет вовлеченность родителей в процесс воспитания малыша.

Новые впечатления нужны ребенку, тем не менее, они должны поступать дозировано. Перенасыщение информацией приводит к перевозбуждению малыша и проблемам с нервной системой.

Поэтому, например, самым маленьким детям рекомендуется показывать простые черно-белые изображения.

С полугода демонстрируются изображения красного и других контрастных цветов, а уже к году можно переходить на рассматривание разноцветных картинок с мелкими деталями.

Развитие интеллекта связано также с физиологией: без правильного питания с достаточным количеством витаминов и микроэлементов, а также соответствующей возрасту физической активности, сложно достичь хороших результатов.

Наличие хронических заболеваний или частые болезни осложняют процесс развития, поэтому необходимо поддерживать здоровье. Иными словами, для развития умственных способностей нужно уделять внимание не только мозгу, но и телу.

Сегодня существует большое количество школ раннего развития. Обучение может производиться по конкретным методикам, например, Домана, но чаще представляет собой компиляцию из разных направлений.

[attention type=green]

Такие занятия хороши для детей в возрасте примерно от 1,5 до 3-4 лет, потому что предлагают различные виды деятельности и задействуют сразу несколько отделов мозга.

[/attention]

Но когда ребенок становится старше, имеет смысл искать более конкретные занятия.

Важно, чтобы при этом они затрагивали не только левое полушарие головного мозга, но и правое, то есть стимулировали развитие как интеллектуальных, так и творческих способностей. К таким занятиям относятся:

  • Чтение. Как родителями детям, так и самостоятельное. Это активизирует воображение, приучает к самостоятельности, дает почву для размышлений. Не только читайте вместе с ребенком, но и обсуждайте прочитанное.
  • Обучение игре на музыкальных инструментах. Обучение любым предметам положительно влияет на развитие умственных способностей, но занятия музыкой особенно ценны тем, что они стимулируют те отделы мозга, которые отвечают за мышление, память, внимание, способность к анализу.
  • Занятия иностранными языками.  Заставляют мозг отказаться от привычных сценариев, что очень полезно как для развития интеллекта, так и для формирования творческого начала.
  • Ментальная арифметика. Методика тренирует скорость восприятия и обработки информации, развивает оба полушария мозга одновременно за счет мысленной визуализации при использовании абакуса. 

Перечисленные способы развития умственных способностей хороши тем, что могут использоваться не только на групповых занятиях, но и дома (чтобы заниматься ментальной арифметикой со своим ребенком, родители могут пройти обучение). Совместная деятельность с малышом положительно скажется не только на его успехах в развитии, но и на ваших отношениях.

Источник: https://amakids.ru/about_us/blog/vospitanie-detej/umstvennoe-razvitie-u-detey-rannego-vozrasta/

Умственное развития у детей раннего возраста: особенности и рекомендации

Умственное развитие ребенка в раннем детстве

16.10.2017

3

7155

Развивающие занятия, особенно для детей раннего возраста, направлены на стимуляцию познавательной деятельности, на развитие речи, внимания, воображения, мышления, умения поддерживать диалог. Все это облегчает адаптацию ребенка в социуме, где он будет применять полученные знания на практике.

С какого возраста стоит начинать занятия для умственного развития ребенка?

В России, как и в большинстве других стран, дети поступают в школу с 7 лет. Все обучающие и развивающие методики, которые применяются в более раннем возрасте, рассматриваются как ранние.

Родители делятся на два лагеря: за и против раннего развития малышей. Первые уверены: чем раньше начать занятия, тем умнее вырастет малыш. Вторые же утверждают, что ранние умственные нагрузки вредят малышу и лишают его детства.

С точки зрения науки в первые семь лет жизни мозг наиболее активен. Это не означает, что дети старше семи лет глупее или хуже воспринимают информацию. Просто в раннем возрасте они больше тянутся к знаниям.

Методики и способы раннего развития

Чтобы приступить к занятиям, родителям не обязательно иметь специальное образование. Достаточно придерживаться простых принципов:

  • Все занятия должны проходить в игровой форме. Например, вместо «нарисовать линию» предложите малышу «помочь добраться пчелке к своему домику». А арифметические манипуляции можно выполнять в яблоках, конфетах и прочих вкусных и интересных единицах.
  • Занятия не должны быть продолжительными и утомительными. Для годовалого малыша достаточно нескольких минут. Если не утомлять ребенка, к трем годам он с удовольствием будет заниматься 15-20 минут.
  • Занятия должны проходить в спокойной обстановке и приносить удовольствие и родителям, и малышу. Слово «обязательно» в контексте выполнения заданий для детей дошкольного возраста не должно фигурировать. В ином случае положительно результата и ожидаемого эффекта от уроков не будет.
  • Как показывает практика, у родителей, для которых развитие ребенка является навязчивой идеей, занятия не приносят желаемого результата. Прежде всего, они должны четко понимать, для чего занимаются с ребенком и какую цель преследуют. Зачастую они сравнивают малыша со сверстниками, стараются сделать все, чтобы обогнать их. Нужно учитывать настроение и способности ребенка: если занятие «не идет», значит, его необходимо перенести.

При выборе развивающей методики важно учитывать еще несколько факторов:

  • Способность запоминать особенно активно развивается в первые годы жизни. В этот период приветствуются задания для тренировки памяти: разучивание стишков, песен, пересказ сказок.
  • В возрасте от года до трех у ребенка закладывается устная речь. Поэтому важно дать возможность ему «высказываться», активно участвовать в диалоге. В этом возрасте малыш хорошо воспринимает родной и иностранные языки.
  • С рождения до 5,5 лет активно происходит сенсорное развитие: умение слышать, видеть и ощущать.

Ознакомьтесь с работами Марии Монтессори. Описанные в них периоды развития ребенка общепризнаны педагогами.

Как раскрыть потенциал ребенка

Склонности к тому или иному виду занятий у детей проявляются в разном возрасте.

Специалисты по раннему развитию не берутся утверждать, когда же именно малыш проявит явно выраженный интерес, но могут провести тесты в игровой форме на определение этого интереса.

Если ребенок проявляет примерно равную активность во всех сферах, наблюдайте за ним внимательнее, привлекайте к разного рода деятельности, оценивайте скорость выполнения заданий и уровень вовлеченности.

После выявления скрытого потенциала поддерживайте интерес малыша к этой деятельности: приобретите материалы и экипировку, запишитесь в тематический кружок или секцию.

Взаимосвязь раннего развития с последующим формированием личности ребенка

Основным аргументом против занятий для раннего развития ребенка называют «отсутствие счастливого детства».

Это мнение ошибочно: развитие умственных способностей происходит и без специальных занятий, когда родители разговаривают, играют с ребенком, поддерживают его интерес и не ограничивают познавательную деятельность.

Дополнительные методики только стимулируют малыша, а родителям помогают определить правильное русло, куда направлять свое внимание и силы.

Детей, с которыми занимались с младенчества, можно определить уже к трем годам: умение концентрироваться у них лучше, а информацию они обрабатывают быстрее. В школе они тоже выделяются: процесс обучения дается им проще, они быстрее сверстников учатся читать, писать и считать, удивляют дисциплинированностью и воспитанностью.

Умственное развитие ребенка и факторы, благотворно на него воздействующие

Некоторые родители уверены, что достаточно отдать ребенка на развивающие курсы под опеку педагогов, и он начнет правильно и своевременно развиваться. Психологи утверждают, что положительно на развитии сказывается вовлеченность родителей в процесс и их участие в программах развития.

Важно не перегружать малыша новыми впечатлениями: поступать они должны порционно и соразмерно возрасту. Так, совсем маленьким детям достаточно черно-белых картинок. В возрасте полугода уже можно исследовать контрастные цвета, а к году дополнять изображения мелкими деталями.

Давно доказана взаимосвязь умственного развития с физическим. Ребенок, которому обеспечено правильное питание, полноценный сон и физическая активность, легче познает азы наук. А вот малыши с хроническими заболеваниями и ослабленным иммунитетом отстают. Поэтому важно уделять внимание всестороннему развитию: как умственному, так и физическому.

Какие методики рекомендованы для раннего умственного развития?

Сегодня в распоряжении родителей множество школ раннего развития. Некоторые являются приверженцами конкретных методик, но большинство предлагают компиляцию из разных направлений. Специалисты рекомендуют отдавать предпочтение второму варианту: ведь разные виды деятельности задействуют и стимулируют разные отделы мозга, что особенно хорошо для детей в возрасте от 1,5 до 4 лет.

Все действия, направленные на умственное развитие, должны практиковаться не только в школах или центрах, но и дома. В этом есть большой плюс: совместные занятия положительно сказываются на отношениях и психоэмоциональном состоянии малыша.

Источник: https://smartum.by/about_us/blog/vospitanie-detej/umstvennoe-razvitiya-u-detey-rannego-vozrasta-osobennosti-i-rekomendatsii/

Умственное развитие ребенка

Умственное развитие ребенка в раннем детстве

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был умным, поэтому сегодня так популярны разнообразные методики и упражнения для обучения чтению, счету и письму едва ли не с рождения.

Но важно понимать, что умственное развитие ребенка – это не только формирование определенных знаний, умений и навыков.

Сегодня этому понятию придают более глубокое значение, так как важнее активизировать у детей познавательную деятельность и развивать мыслительные процессы.

Этапы интеллектуального развития ребенка

С самого рождения дети отличаются друг от друга, так как они имеют разные физиологические и психологические задатки.

Развитие каждого ребенка, в том числе умственное, происходит по индивидуальной схеме, поэтому нет детей, имеющих совершенно идентичные способности.

[attention type=yellow]

На интеллект ребенка влияет множество факторов, в том числе наследственность, окружающая эмоциональная обстановка, интенсивность обучения, здоровье и другие.

[/attention]

Большинство ученых сходятся во мнении, что развитие человека, в том числе и интеллектуальное, происходит стадиально. Для описания этого процесса используется несколько схем. Так, по одной из общепринятых теорий, выделяют 3 крупных стадии умственного развития ребенка:

  • Сенсомоторная стадия (от рождения и до 2 лет) – период овладения моторными и сенсорными способностями. На этой стадии умственного развития ребенка он осваивает различные двигательные навыки, знакомится с текстурой и свойствами окружающих его объектов. У ребенка развиваются врожденные рефлексы и формируются условные, происходит развитие преднамеренных действий, направленных на достижение определенной цели;
  • Стадия конкретных операций (с 2 до 11 лет) – ребенок учится сравнивать, классифицировать, измерять, располагать в ряд и т.п., оперировать такими категориями, как величина, количество, число, вес, вместимость, объем и т.д. К концу этого периода интеллектуального развития ребенка, он все глубже понимает взаимосвязи между признаками объектов, что позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать простые физические задачи;
  • Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет) – мыслительные операции совершаются без конкретной опоры, появляется абстрактное мышление, которое функционирует с помощью гипотез и дедукций.

Каждый из этих этапов знаменуется наиболее успешным усвоением определенных навыков.

Эмоциональное, речевое и логическое развитие

Традиционно психологи выделяют 3 типа умственного развития ребенка:

  • Эмоциональное;
  • Логическое;
  • Речевое.

С самого рождения интенсивно происходит эмоциональное развитие, что очень важно для успешности человека в будущем. Развитый эмоциональный фон формирует у человека моральные стандарты, которые в будущем позволяют ему реализовать себя в жизни наилучшим образом.

Основы для логического и математического развития закладываются в период от 1 года до 5 лет. В этом возрасте ребенку нужно предлагать самостоятельно выполнять логические операции (сравнение, анализ, классификация, обобщение т.п.).

Установлено, что развитие этого типа мышления связано с формированием слуха, зрения и осязания, поэтому для развития математических способностей нужно не только играть с малышом в логические игры, но и сортировать предметы по определенным признакам, прививать любовь к музыке.

В первые десять лет жизни происходит наиболее интенсивное развитие лингвистических способностей, что необходимо для полноценного умственного развития ребенка. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой, поэтому для его нужно разговаривать с ребенком, читать ему сказки и петь песни, а также заниматься лепкой, рисованием, играть с мелкими предметами.

Как стимулировать развитие умственных способностей ребенка?

Развитие умственных способностей ребенка начинается сразу после его рождения и осуществляется в ходе знакомства с окружающим миром, общения и приобретения опыта. Восприятие малыша отличается от восприятия подростка, ребенок стремится усвоить как можно больше информации, но мозг его быстро утомляется, поэтому при занятиях с маленькими детьми важно чередовать разные виды деятельности.

Особенностью интеллектуального развития ребенка является то, что лучше всего усвоение информации происходит в процессе игры, поэтому современные психологи не рекомендуют слишком увлекаться упражнениями для раннего развития детей.

Занятия через силу могут погасить в ребенке познавательный интерес. Эффективнее стимулировать развитие интеллекта в игре, начатой малышом по собственной инициативе.

При выборе развивающих игр и упражнений важно учитывать интересы ребенка.

Умственное развитие ребенка неразрывно связано с процессом воспитания. Родители должны сочетать ласковое, доброжелательное обращение с дисциплиной и определенными требованиями к поведению. Нужно приучать малыша к порядку, это научит его быть аккуратным и обязательным.

Регулярные физические упражнения развивают выносливость и волю.

Важно также с раннего возраста приучать ребенка к труду, требуя посильную помощь в домашних делах, воспитывать в нем усидчивость, упорство, доброжелательность и доброту – это неотъемлемые качества любого интеллектуально развитого человека.

Развитие мышления детей определяется не только их способностями, но и объемом, а также характером информации, которую они получают. С учетом этой особенности интеллектуального развития ребенка, ему необходимо обеспечить доступ к различным знаниям, новостям и впечатлениям.

Разумеется, информация должна поступать дозированно и не вызывать переутомление. В погоне за ранним развитием умственных способностей ребенка, взрослым не следует забывать о важности родительского одобрения и похвалы.

[attention type=red]

Поощрение успехов повышает уверенность малыша в своих силах, что мотивирует его к достижению новых результатов.

[/attention]

Источник: https://mezhdunami.net/dety/umstvennoe-razvitie-rebenka.html

Современные методики развития умственных способностей дошкольников

Умственное развитие ребенка в раннем детстве

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников происходит под влиянием окружающего мира. При общении со взрослыми ребёнок осваивает речевые навыки, в игре развивается логика, при знакомстве с природой малыш учится делать первые выводы и обобщения, в процессе рисования или лепки развивается творческая деятельность.

Процесс накопления знаний и умений происходит очень быстро. Психологи утверждают, что в более старшем возрасте этот темп значительно замедляется.

Недостатки воспитания и обучения в раннем детстве негативно сказываются на дальнейшем развитии малыша. Поэтому очень важно начать развивать головной мозг как можно раньше.

Самый лучший период начинается с 2-3 лет, когда ребёнок уже понимает, что происходит и его нейронные связи работают максимально эффективно.

КАКИЕ СПОСОБНОСТИ НАЗЫВАЮТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ?

Умственные данные маленького ребёнка иногда путают с информированностью, или с навыком использовать разные алгоритмы. Но это не одно и то же. Способности не являются знаниями или навыками.

Их следует сравнивать с механизмом, который позволяет получать опредёленный багаж знаний, управлять им, а ещё научиться выполнять различные действия.

Интеллектуальные способности – это мышление, которое организовано внутри человека, его деятельные активные мысли.

Лучшее время для формирования интеллекта – это дошкольный возраст, когда малыш занимается анализом информации, рассуждениями. В это время он начинает понимать законы природы и связи между причинами и следствиями.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Способность разбирать, которая оформлена в навыке выделения разных особенностей и характеристик предмета.

Талант комбинировать вещи и предметы помогает созданию различных сочетаний элементов и их частей .

Умение рассуждать, которое проявляется в навыке формулировать идеи по порядку таким образом, что следующая фраза либо идет из предыдущей, либо имеет связи причины и следствия.

Дар планировать – это продумывание будущего с целью получить результат и/или достигнуть определённой цели.

Все вышеназванные элементы имеют характеристику и по количеству, и по качеству. Чем шире у малыша развит один из этих компонентов, тем с максимальным количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибок и неправильных действий он совершит.

К примеру, составляя мозаику в рисунок, ваш сын или дочь не будут бессмысленно двигать частички паззла, чтобы случайно попасть в правильное место. Ребёнок будет смотреть на края и рисунок частичек. К слову, именно этот вид деятельности следует рассматривать, чтобы диагностировать развитие интеллектуальных способностей дошкольника.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Первое проявление умственных талантов малыша проходит с помощью наглядного моделирования.

Визуальные образцы показывают характеристики и взаимосвязи объектов. Благодаря ним ребёнок познает истинные отношения предметов.

Глянем на картинку пятилетнего малыша. Его рисунок не является копией. Ребёнок имитирует, вычерчивает границы нарисованных вещей, животных, растений. Ему трудно изобразить дом, но он может нарисовать квадрат с треугольником наверху.

Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и становится более сложным на базе развития интеллектуальных способностей.

Если начать с элементарных замещений настоящих объектов простыми формами, то к первому классу школы дети смогут самостоятельно построить макеты, с помощью символических обозначений.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наглядное моделирование перед школой возрастает на более высокий уровень. Дети больше не используют макеты каких-то особых объектов. Они идут к обобщенным образам, которые отражают главные характеристики предметов.

Формируется конструктивная работа – отличный пример визуального макетирования, способствующего развитию умственных и креативных талантов. Если ребенок 6 лет создает пространственный макет, то это огромная страна с дворцами, лесами, горами.

[attention type=green]

Развитие умственных способностей старших дошкольников возможно благодаря тому, что дети осмысляют связи между причинами и следствиями. Они умеют сплотить разные элементы в целостную схему.

[/attention]

Дети в старших группах детского сада с радостью работают с математическими символами – числами, геометрическими фигурами. Это положительно влияет на развитие специфических арифметических талантов, которые тоже можно считать интеллектуальными.

ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Существует много методик развития интеллектуальных способностей дошкольников. Какую из них выбрать и как развивать интеллект ребёнкарешают родители.

Система Марии Монтессори

Суть обучения по этой системе заключается в следующем: ребёнок сам выбирает, чем ему хочется заняться. Педагог помогает ребенку справиться с заданием только тогда, когда его просят. Эта система подходит для терпеливых и усидчивых малышей, но ребенок не учится работать в группе, отсутствуют ролевые игры.

Методика Никитиных

Развивающие и спортивные задания даются в порядке роста сложности. Если малыш не решает задания, его откладывают. Педагог решения задачи не дает. Позитивный момент: рациональное использование времени, физическое развитие. Негативный – отсутствие индивидуального подхода.

Методика Зайцева

Дети с 2-летнего возраста учатся читать с помощью кубиков, таблиц. Под музыкальное сопровождение «поют» части слова. Дети, которые учатся по этой методике, рано осваивают чтение, имеют хороший словарный запас, качественные речевые навыки. Но в школьном возрасте фонетические разборы слова и разборы по составу осваивают трудно.

Методика Сесиль Лупан

Дети выполняют те задания, которые хотят. В качестве наглядного пособия используется все, что есть под рукой. Задание взрослого: в интересной форме познакомить малыша со всем, с чем он сталкивается. Не стоит бояться, что ребёнок не поймет значения какого-то термина. Главный принцип методики: есть знание – будет понимание.

Ментальная арифметика

Методика всестороннего развития. Кроме памяти, быстрой реакции, логического мышления, ментальная арифметика развивает интуицию, творческие способности, воображение. Дети становятся уверенными в себе, самостоятельными, быстро адаптируются в новом коллективе.

Программа обучения условно разделена на 2 этапа. На первом ребёнок учится считать на косточках специальных счетов (абакусе) обеими руками одновременно. С помощью абакуса осваивает все основные математические операции.

На втором – обучение переходит на ментальный уровень. Постепенно ребёнок отвыкает от счетов и все расчёты производятся на воображаемом абакусе. Уже после первых месяцев обучения дети с легкостью изучают иностранные языки, вычисляют в уме 10-значные числа, быстро учат наизусть стихи и прозу.

«Академия развития интеллекта AMAKids» проводит обучение по методике ментальной арифметики. Занятия начинаются для малышей с 4-летнего возраста. Записывайтесь на первое бесплатное занятие и оцените лично преимущества нашей методики!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/amakids/sovremennye-metodiki-razvitiia-umstvennyh-sposobnostei-doshkolnikov-5d133d4a9af86f00b699b655

Сам себе врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: